Что такое абхьяса

В эфире – передача «Разбирая Йога-сутры».

Практика йоги на санскрите называется «абхьяса». Именно этот термин, говоря о практике, использует Патанджали в «Йога-сутрах», где разъясняется суть и необходимость абхьясы.

Ниже приводим замечательный комментарийСвами Сатьянанды Сарасвати на 14-ую шлоку «Йога-сутр».

Сутра 14: Основы абхьясы

«Она (абхьяса) становится твердо установленной, когда продолжается в течение длительного времени, с почтением, без прерывания».

Существует три условия для практики абхьясы: необходимо, чтобы она [практика] выполнялась с полной верой, не прерывалась и продолжалась в течение довольно длительного времени. Когда эти три условия выполняются, абхьяса твердо устанавливается и становится частью вашей природы. Часто наблюдается, что много последователей в начале своей практики становятся большими энтузиастами, но со временем их вера совершенно истощается. Это не должны допускать ученики йоги, которые хотят достичь цель именно в этом рождении.

Слово «наирантарья» в шлоке очень важно. Оно означает практику без прерывания. Это очень важно, потому что, когда практика то и дело прерывается, ученик не в состоянии получить пользу в полной мере от своих занятий. Что важно, так это не длительность времени, а непрерывность практики. Нужно продолжать практику без какого бы ни было прерывания и выполнять ее, пока цель не будет достигнута, сколько бы времени на это ни потребовалось. Нужно следовать зову сердца и с верой продолжать практику. Вера — очень важный фактор, поскольку только через веру мы проявляем настойчивость и получаем энергию для продолжения практики, несмотря на жизненные неурядицы. Если последователь имеет полную веру в то, что он несомненно достигнет цель через свою практику, тогда для него маловажно, когда это произойдет.

Расписание занятий в Аштанга йога Шале >>

Следующий важный пункт — это то, что садхана должна доставлять удовлетворение. Так же, как мать беспокоится, когда ее ребенок не возвращается домой вовремя, так и последователь должен проявлять беспокойство, если он не выполняет свою ежедневную практику. Он должен любить свою практику так же сильно, как любит свое тело. Практика должна привлекать его, как привлекает любимое сладкое блюдо. Практика может иметь желаемый результат, только если она нравится и выполняется с любовью. Не должно быть чувства принуждения, практика должна выполняться по доброй воле. Таково понятие саткары, что означает серьезность, уважение и преданность. Если эти качества присутствуют, хорошие результаты гарантированы. Патанджали утверждает, что если мы практикуем абхьясу с верой и убежденностью в течение длительного времени, это определенно приведет к остановке пяти видов вритти ума.

(Из книги «Йога-сутры. Комментарии» Свами Сатьянанды Сарасвати).

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •