Я назову тебя Солнышком, только ты раньше вставай

«Начинать занятие следует с Сурья Намаскары (Приветствия Солнца), а затем переходить к выполнению асан», — гласит «Йога-мала» Шри К. Паттабхи Джойса. Он также говорил, что нет Аштанга-йоги без Сурьянамаскар.

Само по себе это говорит о важности комплекса Сурья Намаскар в нашей практике. Ведь это то, с чего она начинается. При этом, чего греха таить, нередко Сурья Намаскар недооценивается, воспринимается всего лишь как разминка.  На самом деле это одна из самых глубинных составляющих всей практики.

Известно, что Солнце и духовные усилия в Индии издревле взаимосвязаны. Не случайно в самом начале «Бхагавадгиты» Солнце называется первым учителем йоги:

«Непреходящую эту йогу Я возвестил Вивасванту;
Вивасвант поведал Ману, Ману сообщил Икшваку».

Расшифруем: Вивасвант — это Солнце, Ману — его сын, Икшваку — сын Ману, первый раджа «солнечной династии». Вивасвант означает «светоносный», «сияющий», «пламенеющий», это одна из ипостасей Солнца.

«Солнце как видимое проявление запредельного Света, является центральным образом ведийской протойоги», — пишет Георг Ферштейн в своей «Энциклопедии йоги». Он упоминает Солярную йогу, которая занимала  центральное место в духовности ведийской цивилизации. «Духовное познание есть буквальное просветление, иначе (пр)освещение внутреннего мира сознания непроявленным Светом, являющимся высшим Сущим», — пишет Ферштейн.

С Солнцем тесно связан и один из ключевых аспектов йоговской практики – тапас (переводится с санскрита как «жар» или «пыл»).  «Древние мудрецы (риши) считали первым практиком тапас и, следовательно, основателем йоги Солнце», — пишет Георг Ферштейн в книге «Глубинное измерение йоги». Он обращает внимание, что само слово «тапас» в значении духовной практики, практики йоги, стало употребляться задолго до того, как в широкое употребление вошло слово «йога». «В древности йога называли тапасвой», — говорит Ферштейн.

Иногда «тапас» переводят как аскезу, но в действительности это основанный на самодисциплине процесс внутреннего очищения. Благодаря горячему стремлению к йоге из нашей жизни постепенно уходит то, что мешает практике:  нездоровая пища и компания; алкоголь; гуляния по ночам, если вы занимаетесь по утрам и т.п. Огонь тапаса сжигает загрязнения ума и тела, утверждает Патанджали в «Йога-сутрах». Не будем забывать, что йога наполнена символикой. Поэтому «Сурья — это не только видимое материальное Солнце, но и психологический, духовный принцип внутреннего сияния», отмечает Ферштейн.

В «Йога-мале» Паттабхи Джойс приводит цитату из древних текстов: «Намаскараприйя сурьях» («Намаскара — возлюбленная солнца»). «Составляющие Намаскары нельзя выполнять как вздумается, а только согласно методу, описанному в шастрах. И тогда Солнце, Бог здоровья, будет умилостивлен и ниспошлет нам жизненную силу и свою защиту», — пишет он. Остается добавить, что комплекс Сурья Намаскар, применяемый в Аштанга йоги, по  словам Паттабхи Джойса, полностью соответствует методу, описанному в шастрах.

Текст: Александра Белуза.