О мантрах. Отрывок из книги Ричарда Фримана «Зеркало йоги»

Занятие йогой мы часто начинаем с чантинга, который помогает воссоздать корректный контекст для всей практики в целом, особенно, если мысленно возвращаться к значению слов конкретной мантры.

Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>

Кроме того чантинг, как акт физический, способен пробудить глубинные, обусловленные практикой процессы, плавно связывая друг с другом вдох и выдох. Вибрация мантры также стимулирует внутреннюю осознанность, потому как звуки, автоматически «отскакивая» от нёба и резонируя в полости черепа, создают колебания, насквозь пронизывающие все наше естество. Подобные ощущения вибрации считаются фундаментальным аспектом чантинга. По этой причине множество мантр начинается и/или заканчивается слогом «Ом», который, беспрепятственно отражаясь и затихая, преобразуется в мягкий тон «ммм». В ротовой полости слог «Ом» пересекает все нёбо по направлению вперед и назад, охватывая тем самым полный спектр возможностей гласных звуков. Перемещаясь от губ обратно через рот, слог перетекает за мягкое небо, где вибрация естественным образом затухает в области под мозговым придатком, гипофизом. Точка окончательного гашения колебаний известна как «бинду», что в переводе означает «капля». Приобретение звуком «ммм» носового призвука называется anusvāra (анусва́ра) или «последующий звук». В рамках индийского мировоззрения бинду является источником божественного нектара, который, стекая при стимуляции этой точки, пропитывает все наши ощущения и переживания. 

Физическое ощущение контакта с анусварой сродни тому, что мы испытываем как постфактум хорошей йогической практики. Исполняя мантру, по мере свертывания звуковой вибрации, мы обнаруживаем себя автоматически охваченными доброжелательностью и состраданием и распознаем в моменте окончания чантинга отправной пункт для практики как таковой. Доступ к точке, источающей нектар, воспринимается нами аналогично тому, что испытываешь в предвкушении восхитительной пищи или чего-то, что дарит особое наслаждение, глубоко резонируя с нашими личными представлениями о прекрасном: это непринужденный, чуть ли не млеющий, восторженный «мммм» от удовлетворения наших эстетических потребностей. Чантинг создаёт резонанс и глубокий чувственный отклик во всем теле, и отклик этот порождает предвосхищающий практику внутренний трепет и чувство избавления, которые мы переживаем при осознании взаимосвязи актуального опыта с его предысторией. Если позволить себе окунуться в ощущения, которые чантинг пробуждает в теле, то практика йоги или медитация могут начаться в контексте доброжелательности и осознанности. Это исходное чувство удовлетворенности рассеивает наши личные желания и нужды, перевоплощая каждый объект познания в отправную точку для практики».

«The Mirror of Yoga», Richard Freeman

Перевод: Ирина Демьянова