Все по-настоящему

Йога – одна из шести даршан (основных направлений) индийской философии, причем основное ее отличие от остальных даршан состоит вовсе не в том, что тут делают Капотасану, а там – нет. Одно из ключевых отличий – в том, что в йоге Капотасана – не иллюзия. То же самое касается Маричьясаны D, Курмасаны и Супта Курмасаны, мостов, ноги за головой и прочих светлых радостей нашей веселой жизни о_О 

О чувстве реальности в йоге — переменчивом и постоянном — замечательно пишет сын Кришнамачарьи Дешикачар в своей книге «Сердце йоги»:

«Согласно концепции йоги, все, что вы видите, ощущаете и переживаете, не явля­ется иллюзией. Все это реально и истинно. Реально все, в том числе сны, идеи и фантазии. Даже сама авидья реальна. Эта концепция носит название «сатвада».

В йоге считается, что хотя все, что мы видим и переживаем, реально, но все формы, так же как и их содержание, подвержены постоянным изменениям. Это пред­ставление о непрерывном движении называется паринамавадойТо, какими мы ви­дим вещи сегодня, не обязательно должно совпадать с тем, какими мы видели их вчера. Потому что со временем все меняется: ситуации, наше отношение к ним и мы сами. Это представление о постоянном изменении подразумевает, что мы не должны отчаиваться из-за существования авидьиЕсли дела идут плохо, они всегда могут пойти лучше. Но конечно, ситуация точно так же может измениться и к худшему! Мы никогда не можем предугадать, что готовит нам жизнь, поэтому так важно быть бдительными. Пойдут ли дела хорошо или плохо, отчасти зависит от наших дей­ствий. Совет регулярно заниматься йогой основан на представлении, что таким обра­зом мы сможем научиться присутствовать в каждом конкретном моменте и в результате достигать того, чего не могли достичь прежде.

Согласно йоге, глубоко внутри нас есть нечто не менее реальное, чем все осталь­ное, но, в отличие от всего остального, оно не подвержено изменениям. Этот неис­сякаемый источник мы называем пурушей или драштри — «тем, кто видит», или «кто видит правильно». Если мы плывем по реке, не глядя на берег, то трудно заметить течение. Мы настолько сливаемся с движением воды, что почти не видим его. Но с берега, когда мы стоим на твердой почве, нам очень хорошо видно, как бежит вода.

Пуруша занимает позицию, из которой мы можем видеть. Это та сила внутри нас, которая дает нам возможность точного восприятия. Практика йоги просто под­талкивает к тому, чтобы у нас было чистое восприятие».