Тождественность Праны и ума

Связь традиций буддизма и йоги стала для меня еще более очевидной после курса у Ричарда Фримана и Мэри Тейлор, которые много говорят об этом и используют техники обеих школ, а в лекциях Ричарда одно настолько тесно переплетается с другим, что совершенно невозможно выстраивать между ними какие-то искусственные границы. Благодаря этому синтезу я стала намного лучше понимать то, что долгое время оставалось лишь словами, а некоторые паззлы сложились, обретя недостающие детали.

Особенно явной эта связь становится, когда читаешь тексты, посвященные непосредственно техникам работы с телом и умом.

Вот, например, отрывок из книги Гармы Ч. Чанга о шести йогах Наропы (основополагающих практиках буддизма Ваджраяны). 

«Доктрина тибетской Тантры и фундаментальные принципы, лежащие в основе этой практики, могут быть выражены в следующем: «Природа Будды всепроникающа и всеприсуща, однако наиболее быстрый способ осознать эту истину – раскрыть ее внутри собственного комплекса ум-тело».  С помощью духовных упражнений и применения тантрических техник, таких как Шесть йог Наропы, можно быстро осознать, что тело, ум и «материальный мир» – все это проявления природы Будды.

Самсара – это нирвана; люди – проявление «божественного»; «нечистые» чувства и желания – выражение Пяти истинных Будд; Просветление или Освобождение достигается не путем искоренения чувств и желаний, а путем отождествления их с трансцендентной мудростью. Таким образом, основная доктрина тибетской Тантры полагает комплекс ум-тело человека как соответствующий, если не идентичный, уму и телу Будды. Дух и практика всех йог Тантры направлены на раскрытие этого основополагающего принципа.

Теперь в качестве иллюстраций этой основной доктрины рассмотрим две краеугольные тантрические практики — Йогу Восхождения и Йогу Завершения.

В практике Йоги Восхождения йогин обучается тому, как визуализировать, и, таким образом, отождествлять внешний мир с Мандалами, свое тело — с Телом покровительствующего ему Будды, нервную систему — с тремя Каналами и нади четырех Чакр, различные виды секреции — с бинду положительных и отрицательных элементов, свою устремленность и энергию — с Праной Мудрости и «Светом»…

В практике Йоги Завершения, прежде всего, он обучается растворению всей своей Энергии-Мысли в Исконном Свете — Дхармакайе, находящемся и до начала практики сокрытым «в» центре сердечной чакры, с тем, чтобы затем из него заново спроецировать Тело Формы (Рупакайя), и таким образом привнести Состояние Будды в свои бесчисленные действия.

Также следует здесь упомянуть очень важную теорию, лежащую в основе всей практики Тибетских Йог, именуемую «Тождественность Праны и ума».

Тантризм рассматривает мир как состоящий из противоположных, противостоящих друг другу элементов и отношений: ноумен и феномен, потенциальность и проявление, причина и следствие, Нирвана и Самсара… Прана и Ум. Каждая из этих пар противоположностей, хотя и кажется антитетической, на самом деле являет собой неразрывное единство. Если человек может постичь в полной мере один член пары противоположностей и овладеть им, он автоматически достигает познания и овладения вторым. Таким образом, тот, кто постиг, что сущностью ума является Трансцендентная Мудрость, одновременно достигнет осознания того, что Прана являет собой неистощимую энергию и действие Состояния Будды.

Нет необходимости излагать здесь все многочисленные аспекты данной доктрины, но одному из них следует уделить некоторое внимание. Речь идет о «взаимосвязи ума и Праны».

Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>

Определенный тип ума, или ментальной активности, неизменно сопровождается праной соответствующей характеристики, трансцендентной или «мирской». Например, определенное настроение, чувство или мысль всегда сопровождаются праной соответствующих признаков и ритма, что отражается в феномене дыхания. Так, в состоянии гнева возникают не только присущие ему чувства и мысли, но и дыхание становится резким и «жестким». А в состоянии спокойной сосредоточенности на решении той или иной интеллектуальной проблемы мысли и дыхание наполняются таким же покоем. Когда концентрация особенно глубока, как, например, при решении очень сложной задачи, происходит бессознательная задержка дыхания. Если человек находится в состоянии гнева, зависти, гордости, стыда, любви, вожделения, высокомерия и т.д., тут же он может ощутить в себе именно эту, соответствующую данному настроению, «прану» или «воздух». В состоянии глубокого Самадхи нет никаких мыслей, поэтому нет и ощутимого дыхания. Во время первого мгновения Просветления, когда происходит трансформация обычного сознания, Прана также изменяется радикально.

Таким образом, каждое настроение, мысль и чувство — будь они просты или сложны, «тонки» или «грубы» — сопровождаются соответствующей или ответной праной. На высоких ступенях практики Дхьяны происходит замедление циркуляции крови почти до остановки, ощутимое дыхание также приостанавливается, и йогин переживает некую степень просветления в состоянии ума, полностью свободном от всех мыслей. И тогда происходит не только изменение сознания, но также изменяются и физиологические функции «тела».

Пер. с английского Т. Данилевич

(c) Oriental Studies Foundation, 1963

Анна Гурьева

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •