История школы

Йога как система психофизического развития человека появилась давно: последние открытия археологов показывают, что этой науке не мене 5000 лет. По одной из версий, она возникла в долине реки Инд на северо-западе Индии во времена ариев. Йога упоминается в ранних сборниках индоарийских священных гимнов — «Яджурведе», «Ригведе», «Самаведе».

Йога — одна из 6 основных философских систем (школ) Индии. Мировоззрение йоги близко мировоззрению школы санкхьи, однако йога носит более практический характер, более полагаясь на непосредственный опыт, чем на размышления и анализ. Основная задача йоги — полное раскрытие потенциала человеческого сознания, постижение истинной природы вещей. 

Учения йоги до последнего времени передавались исключительно от учителя к ученику, поэтому до нас дошло совсем немного текстов о йоге, да и эти книги невозможно читать без глубокого комментария (желательно — личного). Ниже представлена линия преемственности учителей (санскр. парампара), благодаря которым традиция йоги сохранилась и стала доступной современным людям. 

ПатанджалиРиши Патанджали

Риши (великого мудреца) Патанджали считают систематизатором йоги. В тексте «Йога-сутры», сборнике кратких афоризмов, он описал методы восьмиступенчатого пути йоги, получившего название Аштанга йога (санскр. «аштау» — «восемь»). Цель этого пути — постижение человеком своей истинной природы. Патанджали разбил систему на 8 ступеней, каждая из которых содержит определенные техники для развития тела и сознания. Среди них — всем известные асаны, устраняющие загрязнения на уровне физической оболочки.

Изучать «Йога-сутры» самостоятельно очень трудно, так как каждая сутра — это поучения в закодированном виде, и, чтобы разобраться в них, нужен ключ, который можете передать только опытный и сведущий наставник. Во времена Патанджали знания передавались напрямую от учителя к  ученику, и система «кодировки» информации позволяла избежать ее попадания к несведущим людям, которые могли неправильно понять услышанное и использовать во вред себе или другим.

О Патанджали известно немного. Время жизни датируется весьма приблизительно — начало нашей эры. Патанджали был великим ученым, и написал фундаментальные труды по математике и санскриту. Перед каждой практикой мы благодарим его за оставленное нам учение.

Риши Вамана

Ваманариши — автор знаменитого текста «Йога-корунта». Говорят, что трактат был создан 2000 лет назад. Копию, написанную на пальмовых листьях, передал Кришнамачарье его учитель, Рамамохан Брахмачари. Тот впоследствии обучил этой системе Паттабхи Джойса.  

В первой части текста описывались асаны и принципы практики йоги, а вторая содержала комментарии на «Йога-сутры» Патанджали. Асаны были представлены в определенной последовательности, и выполнять их следовало обязательно в комбинации с особым дыханием, виньясасми, бандхами и дришти. Представленная в книге практика содержала в себе все восемь ступеней йоги, о которых говорится в «Сутрах» Патанджали, и поэтому называть ее стали «Аштанга йога».

Наиболее известным постулатом из трактата Ваманы стали слова «О йогин! Не делай асану без виньясы». По утверждению Риши, виньяса геренрирует внутреннее тепло, запускает процессы очищения внутренних органов и нервной системы, переводит ум в медитативное состояние.

К сожалению, манускрипт не сохранился: его съели муравьи и термиты. Однако благодаря Паттабхи Джойсу и его ученикам эта практика сохранилась и продолжает приносить пользу многим.

krishnamacharyaШри Тирумалай Кришнамачарья (18.11.1888-28.02.1989)

Шри Кришнамачарья родился в Южной Индии, в деревне Мучукунда, в браминской семье. В юности изучил много индийских языков и санскрит, получил полную браминскую подготовку. Некоторое время провел в Варанаси, где брамины традиционно повышали свое образование. Затем у Кришнамачарьи пробудился интерес к хатха-йоге и энергетическим практикам, и учитель посоветовал ему поехать в Тибет, к гуруджи Рамамохану Брахмачари, который жил в пещере на берегу тибетского озера Манасаровар. Кришнамачарья провел у него 7 лет, изучая практику и теорию хатха-йоги, получил знания о йогатерапии. Вообще, его интересы были столь разносторонними, что его нередко называют «Леонардо от йоги».

По прошествии времени учитель отправил Кришнамачарью назад в Индию — распространять и преподавать йогу. Наказал ему жениться и завести семью, чтобы показать, что йога – не только для отшельников, практиковать может любой. Для того времени это, прямо скажем, была непростая задача, так как интерес к йоге в Индии угас, и практикующих можно было пересчитать по пальцам. Кришнамачарья выполнил пожелание гуру: женился, вернулся в Калькутту, где ещё 2 года изучал аюрведу, а затем начал учить на юге Индии: давал уроки йоги, устраивал публичные демонстрации, и лечил методами аюрведы и йогатерапии. Однажды к нему за помощью обратился правитель города Майсора — махараджа Водияр, страдавший от серьезной болезни. Кришнамачарья полностью восстановил его здоровье, и в благодарность махараджа подарил ему зал, где  Кришнамачарья  учил и лечил в 30-е годы. Так появилась майсорская школа йоги.

Кришнамачарья всеми силами стремился сделать йогу доступной для всех, вывести ее за ворота закрытых ашрамов и монастырей. Он первым стал учить женщин асанам и мантрам, хотя многие брамины были против. (Одной из первых известных западных учениц Кришнамачарьи стала Индра Деви, русская жена шведского посла, которая потом много лет сама преподавала йогу).

Кришнамачарья прожил 101 год и оставил после себя грандиозное наследие, из которого выросла современная хатха-йога, ставшая, благодаря его усилиям, доступной каждому.

У Кришнамачарьи было два широко известных ныне ученика: Паттабхи Джойс и Б. К. С. Айенгар. Поскольку мы рассказываем об  Аштанга йоге, здесь мы поговорим только о первом, ведь именно Паттабхи Джойсу Кришнамачарья передал эту методику.

8Паттабхи Джойс (26.07.1915-18.05.2009)

Гуру Аштанга йоги был родом из браминской семьи, жившей в Карнатаке (штат на юге Индии). В молодости он приехал в Майсор поступать в колледж санскрита, и случайно увидел на улице Кришнамачарью, который демонстрировал возможности йоги. Это произвело на него огромное впечатление, и он стал учеником гуруджи. 30 лет Паттабхи Джойс был студентом, а затем и учителем в его школе.

Паттабхи Джойс, следуя наставлениям учителя, всю жизнь преподавал Аштанга йогу в той форме, которую прлучил от Кришнамачарьи. Основы стиля он описал в своей книге «Йога Мала». До конца 60-х годов учеников у него было совсем немного, однако в начале семидесятых в Индию хлынул поток американских дауншифтеров, уставших от идеологии массового потребления. Некоторые из них очень заинтересовались йогой, которой учил Паттабхи Джойс. Среди наиболее известных его учеников — Дэвид Свенссон, Андре ван Лисбет, Ричард Фримен, Дэвид Уильямс. Последний  организовал поездку Паттабхи Джойса по США в 1975 году, и с этих пор эта драгоценная методика стала доступна и открыта для всех.

Паттабхи Джойс передал практику аштанга-йоги своей дочери Сарасвати и внуку Шарату, который является держателем линии передачи в настоящее время. Оба они учат в Майсоре, и любой желающий может приехать и прикоснуться к живому источнику традиции. Официальный сайт школы: http://kpjayi.org.

См. также