Укорениться в практике

В 1 главе «Йога-сутр» Патанджали есть 14-я шлока, которая посвящена основам абхъясы, то есть основам практики.

Гласит она следующее: «Укорениться в практике можно, лишь выполняя её продолжительное время без перерывов и с преданностью».

Это одна из важнейших шлок «Йога-сутр», а Грегор Маеле, преподаватель Аштанги из Австралии, в своей книге «Аштанга йога» дает замечательный комментарий. Приводим его целиком:

«Патанджали говорит о необходимости укоренения в практике. Это не произойдёт со дня на день: поначалу мы обречены на резкие перепады в практике. Первоначальный прогресс будет сменяться откатом к старым привычкам. Нужно заниматься долгое время без перерывов и искренне, чтобы действительно укорениться в практике.

Что значит долгое время? Год – это недостаточно долго. Десять лет больше похоже на правду. Несколько десятилетий звучит уже вполне реалистично. Древних риши обычно изображают с длинными бородами, считается, что они достигли освобождения, посвятив практике всю свою жизнь. Известны случаи, когда некоторые учителя обретали неслыханную мудрость в молодые годы, например, Шанкара написал «Брахма Сутру» в возрасте двенадцати лет. Однако индусы верят в его божественное происхождение, что указывает на исключительность такого положения вещей.

Средний йогин не может рассчитывать на то, что укоренится в практике за несколько лет. «Длительное время» означает готовность посвятить практике столько, сколько потребуется, невзирая на препятствия. «Бхагавадгита» разъясняет, что все действия совершаются только Высшей Сущностью, поэтому только ей принадлежат и плоды или результаты этих действий. Если я признаю, что практикую не я, я и не буду ожидать результата.

Согласно Патанджали практику делает пракрити (природа), а мы лишь присматриваемся к происходящему. В «Бхагавадгите» утверждается, что Высшая Сущность управляет пракрити и, соответственно, выполняет все действия. Оба подхода сходятся в том, что, если мы откажемся от идеи дойти куда бы то ни было с помощью йоги, мы окажемся у цели, в настоящем моменте, прямо сейчас. Не имеет значения, сколько ещё придётся практиковать, поскольку мы уже на месте.

Практиковать непрерывно значит выполнять формальную практику ежедневно. Некоторые очень «умные» люди на это скажут: «Да, но, если вы устали, и у вас нет времени или сил на практику, она лишь принесёт вред». Это здравая мысль, но мы должны задаться вопросом, чем мы так замучены, и почему у нас нет времени и сил. Вероятно, мы тратим слишком много времени на добывание денег, или «общение» отнимает у нас слишком много сил. Возможно, вчера мы переели, или поели слишком поздно, или не выспались. Харихарананда Аранья говорит, что непрерывная практика означает постоянную практику. Он не имеет в виду формальную практику, но сознательность и внимательность.

Последним признаком укоренения в практике Патанджали считает преданность. Примером неправильного подхода является практика через силу, когда человек считает, что должен заниматься по какой-либо причине, но в действительности ненавидит это. Причин может быть несколько:

Мы хотим хорошо выглядеть, чтобы нравиться окружающим.

Мы верим в собственное превосходство, если делаем позы лучше других. (То же самое относится к практике медитации или самадхи).

Мы занимаемся ради того, чтобы получить физическое, умственное или духовное преимущество перед другими.

Преданная практика подразумевает благодарность за саму возможность заниматься. Столкнуться с йогой на своём жизненном пути – огромное везение. Многие люди никогда даже не слышали о ней или не получили должного представления, другие же живут в стране, охваченной войной или экономическим кризисом, что значительно затрудняет практику.

Физические и умственные заболевания также усложняют задачу, об этом следует помнить. Нам неслыханно повезло, если ничто из вышеперечисленного к нам не относится, нам остаётся лишь поддерживать практику и энтузиазм в отношении неё».

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •