Программа школы «Вкус йоги»

Содержание блоков тесно переплетается между собой, так, чтобы каждый участник получил максимально полное и глубокое понимание происходящего с ее/его телом, дыханием, умом, чувствами, асанами и жизнью вообще, работая с разными инструментами йоги.

В программу включены консультации с каждым преподавателем и домашние задания.

 

Функциональная анатомия (Динара Арифулина)

1. Организм как целостная система. Диафрагмы тела. Значение для физиологии систем органов.

Связь с практикой йоги. «Крылья почек», «поясничные линии» Р.Фримана.
Грудобрюшная диафрагма и мышцы пресса – включенность в дыхание.
Практика с дыханием.

2. Краниосакральный механизм. 

Понятие подвижности крестца в краниосакральном ритме и ее влияние на движения медленных жидкостей тела. Внешние и внутренние ритмы. Первичное дыхание.
Практика: синхронизация с движениями крестца – в паре. Синхронизация с краниосакральным ритмом своего тела.

 3. Паттерны тела.
Развитие позвоночника и формирование постуральных паттернов как продолжение развития нервной системы. Отражение эмоционального состояния в постуральных паттернах. Базовые паттерны, реализуемые через практику асан, влияние на нервную систему.

4. Миофасциальные линии. Фасциальный рисунок тела как отражение внутренних паттернов.
Единая фасциальная система при физическом контакте с человеком и как она функционирует. Формирование доверия на уровне тела.
Практика: фасциальный уровень взаимодействия (в парах).

 5. Эмбриологические паттерны и их проявления в человеке.
Понятие центрального пространства тела. Понятие диссоциаций;  возможность с помощью практики «вернуться к себе».
Практика: медитация (с вниманием на центральном канале тела)

Развитие перцепции (Динара Арифулина)

1. Перцепция как основной путь взаимодействия с внешним миром.
Пальпаторные и перцепционные возможности и как можно с ними работать. Взаимодействие с другими через физический контакт – от действия к ощущению.
Практика: медитация; прослушивание ритмов (практика в парах) 

 2. Интероцепция и перцепция.
Интероцепция как способ сонастроиться с тонкими ритмами своего тела.Связь с внутренними ощущениями и как их можно развить. Влияние интероцепции на взаимодействие с людьми.
Практика: медитация; прослушивание ритмов своего тела (практика на воздушных шарах).

 3. Анатомия эмоций.
Центры эмоций в нервной системе, что мы о них знаем. Понятие о социальной нервной системе. Связь эмоциональных состояний и чувствительности.
Практика: медитация.

 4. Понятие о биодинамическом взаимодействии с людьми.
Пространство как неотъемлемая часть процесса взаимодействия. Равновесие пространства.
Практика: медитация. Практика перцепции пространства; практика биодинамического взаимодействия (в парах).

Внутренние формы (Анна Гурьева и Иван Дудич)

Прана и апана

Прана и апана — формы тонкого дыхания, которые мы стараемся привести в баланс во время практики Аштанга йоги. Эти формы соотносятся с силами созидания и растворения. Когда они приходят в равновесие, ум оказывается в открытом и спокойном потоке осознавания. Этот поток — начало Хатха-йоги, начало опыта медитации, в котором соединяются Солнце и Луна — тело и сознание.
На этом уроке мы познакомимся с базовой терминологией, которую будем использовать на протяжении курса, и начнем исследовать, как прана и апана проявляются в теле. Мы узнаем, как задействовать оба этих паттерна одновременно, особенно в самастхитихи (позе равностного стояния), чтобы привести жизненные силы в равновесие.

Сурья Намаскар

В Аштанга Виньяса йоге каждая поза располагается внутри уникального отрезка Сурья намаскара. Эти отрезки затем объединяются в маленькие виньясы, сливаясь в глубоководный поток. Сурья Намаскар — основа практики, нить, вдоль которой разворачивается основная мелодия. Научившись взаимодействовать с этой нитью, мы нанизываем на нее позы и собираем прекрасные гирлянды из разных форм. Затем мы подносим эти гирлянды в дар той солнечной силе, которая поддерживает нас — созидающему началу, лежащему в основе жизни. 

На этом уроке мы исследуем основные паттерны (модели) движений, которые в дальнейшем будем использовать в практике.

Асаны: Сурья-намаскар А и В

Бандхи

Термин мула-бандха означает “связывание корня”, а именно — связывание в корне паттерна движения, известного как апана. Это паттерн нисходящего, сжимающего движения, которое обычно рассеивается в нижних областях тела. Практики мула-бандхи созданы, чтобы обратить вспять нисходящий поток апаны, направить его назад, в тазовое дно. Затем с помощью техники уддияна-бандхи мы можем поднять апану вверх, чтобы она встретилась с восходящим потоком праны у корней пупка.

В практике хатха йоги для воссоздания восходящего движения праны применяется несколько техник. Например, мы используем асану, мягкое перенаправление дыхания и внимания, и тонкое включение тазового дна и нижней части живота. Практикующие Аштанга виньясу учатся соединять все эти четыре техники воедино.
На этом занятии мы познакомимся с философией и теорией бандх, которую затем попробуем применить в асанах стоя.

Асаны: позы стоя 

Стабильное основание

В Аштанга виньясе основная поддерживающая сила каждой позы – это апаническая форма. Она обеспечивает позе внутреннюю устойчивость. Именно поэтому мы используем бандхи, чтобы подтянуть апану к тазовому дну, а затем поднять ее выше через центр тела. С помощью апаны мы стараемся сделать тело стабильным, чтобы оно смогло выдержать наиболее полное расширение праны, а сознание могло пребывать между ними в равновесии.
На этом уроке мы научимся культивировать апану как неотъемлемую основу любой позы.

Асаны: позы стоя (конвенциональные и не только)

Паттерн сворачивания

Сильнее всего форма апаны проявляется в так называемом паттерне «сворачивания», который мы впервые используем в момент рождения, выталкивая себя из матки в родовой канал. Мы будем использовать его, чтобы пробудить апану – поддерживающую силу тела. “Сворачивание” подразумевает стяжение ощущений и внимания к корню – центру тазового дна. Оно включает сгибание позвоночника, активацию копчика и наклон таза назад. На этом занятии мы внимательно рассмотрим этот паттерн, научимся активировать, развивать и грамотно использовать его, чтобы создать максимально глубокую основу для психофизиологической поддержки.

Асаны: наклоны стоя и сидя

Падмасана

Поза лотоса — одна из “жемчужин” в практике асан. Она направляет поток апаны обратно, к центру таза, откуда он поднимается вверх, подобно потоку сладостного цветочного нектара. Позу лотоса непросто освоить, однако вооружившись грамотной техникой и пониманием анатомии, можно испытать истинное наслаждение от раскрытия этого цветка. 

На этом уроке мы учимся открывать лотос медленно, мягко и без травм, чтобы суметь в скором времени выполнить эту позу и вкусить ее нектар.

Асаны: позы с элементами полулотоса и лотоса

Прогибы

Прогибы – одни из самых мощных и сильнодействующих поз. В них с помощью дыхания мы касаемся самых эмоционально уязвимых областей, задействуя их и впуская в них сладость сочувствия. Движение сочувствия через центр сердца может принести глубокое эмоциональное освобождение — растворить осадок прошлого опыта и освободить нас от неразрешенных эмоциональных конфликтов, таких как обида и горе.
Ключ к прогибам как инструменту йоги – найти связь с внутренним источником опоры. Удерживая паттерн апаны активным, мы чувствуем заземленность, даже если прана со всей мощью поднимается и расширяется из центра сердца, разветвляясь на образы, мысли, воспоминания и эмоции.
На этом занятии мы будем работать с праническими формами, сохраняя связь с основанием апаны.

Асаны: прогибы назад из Второй серии с вариациями

Пять пран

Один из способов репрезентации процесса хатха йоги — это описание движение праны в теле. На этом уроке мы поговорим о пяти основных прана-вайю, управляющих психофизиологическими процессами человека.

Кастомизация практики (Анна Гурьева)

В рамках этой программы мы рассмотрим упрощения и модификации для асан 1 и 2 серий. Научимся выстраивать альтернативные под-последовательности внутри секвенций аштанга виньясы, переставлять блоки внутри последовательностей, работать над трудными позами без прерывания потока, изучим новые итерации знакомых поз.

 
Занятие 1 Альтернативная последовательность асан стоя
Занятие 2 Логика последовательностей аштанга виньясы. Что можно изменить, не нарушая основной энергетический паттерн
Занятие 3 Модификация трудных поз Первой серии.
Альтернативные под-последовательности для работы с падмасаной
Занятие 4 Модификация трудных поз Второй серии.
Альтернативные под-последовательности для работы в направлении прогибов
Занятие 5 Модификация трудных поз Второй серии.
Альтернативные под-последовательности для работы в направлении ноги за головой
Занятие 6 Модификация трудных поз Второй серии.
Альтернативные под-последовательности для работы по наращиванию силы

 

Работа с трудными формами и усложнение элементов последовательностей (Иван Дудич)

Занятие 1

Пробросы и прочие переходы между асанами. Зачем мы их делаем и на что обратить внимание, когда мы их упрощаем или усложняем, чтобы не потерять суть этого элемента.

Мы разберем базовый вариант силовых виньяс и несколько вариаций на случай упадка сил или всплеска вдохновения. Научимся, как найти нужный паттерн для проброса в дополнительных упражнениях и внутри последовательности Аштанга йоги. Это позволит совершенствовать технику как во время регулярной практики, так и дополнительно, выполняя небольшие комплексы упражнений. 

Занятие 2

Асаны с опорой на руки нередко представляют сложность для практикующих йогу. Это может быть не только стойка на руках, но и собака вниз и планка и любая другая поза.

Мы вновь рассмотрим принципы движения позвоночника, сворачивание и прогиб, принцип целостности и движения от центра. И будем снова учиться ходить, в этот раз на руках.

Занятие 3

Многолетняя практика аштанга йоги уводит нас далеко от Первой серии. Однако порой вкус апанических форм  весьма кстати.

Модификации, а по сути это точное следование потоку виньясы, позволит нам выкрутить интенсивность первой последовательности на максимум. Мы не будем добавлять новые позы, но развернем внутренние аспекты выстраивания, в сочетании с дыханием и общим ритмом практики. 

Занятие 4

Подобно Первой серии, Вторая так же может стать скучной и заурядной. И это повод посмотреть в принципы действий при выполнении асаны и виньясы. Мы рассмотрим усложнения в асанах Второй серии с целью большей включенности в процесс. Будем искать новую глубину ощущения там, где давно освоились или свернули не туда, обходя по-настоящему непростые элементы практики. 

Работа с дыханием (Иван Дудич)

Освоение базовых паттернов дыхания

Знакомство с основами вентиляции легких. Использование разных мышц вдоха. Актуализация типа дыхания для практики асан, пранаямы, медитации и повседневной жизни.

Кумбхака и бандха

В центре внимания пранаямы — замирание, когда дыхание останавливается. Это и называется Кумбхака. Как корректно задерживать дыхание в пранаяме и как его не задерживать в практике асан. Использование бандх для глубинного влияния на внутренние процессы нашей личности. 

Гипервентиляция и брюшные манипуляции

Подготовительные упражнения хатха-йоги построены на развитии большей чувствительности и накопления праны в теле. Это активное дыхание в сочетании с кумбхакой и бандхой, а так же прокачивание абдоминальной зоны и диафрагмы. Техники форсированного дыхания скорее относятся к шаткарме, но являются основой для удлинения дыхательного цикла и классической пранаямы. 
Прана-вьяяма и дыхательная гимнастика Простые техники для тонуса дыхательной мускулатуры. Мы рассмотрим комплекс упражнений, как обособленную практику. Также мы можем интегрировать точки внимания из этих техник в нашу регулярную практику
Мудра — как целостный взгляд на развитие воли и внутреннего огня Это мощные практики основанные на выполнении кумбхаки, бандх и дришти, формирующие мощные всплески праны в теле. Эти техники являются хорошим инструментов в исследовании собственной природы
Техники замедления дыхания Удлинение дыхательного цикла — это мост от практики асан к техникам сосредоточения. Чем спокойнее дыхание — тем стабильнее наш ум. Так же и устойчивость в уме делает спокойным наше дыхание. Комплексный подход к практике, с использованием формы тела, дыхания и внимания, дает высокий уровень включенности в любой сфере применения
Классические пранаямы и их адаптации от простого к сложному

Бессмертная классика пранаямы сохранилась до наших дней в ультимативной форме, где за всеми объяснениями предлагается обратиться к компетентному учителю. Как начать практиковать пранаяму уже сейчас и какие техники стоит иметь в рационе

 

Медитация 

На курсе мы рассмотрим базовую практику буддийской медитации — шаматху. Шахматха — это основа и поддержка для любых ментальных техник, будь то визуализации, исследование или рецитация текста. Нам всегда требуется спокойный открытый ум, в котором есть место для свободного проявления созидающих сил: возникновения, поддержания и завершения. Шаматха отлично подходит как для формальной практики, сидя на коврике, так и для интеграции в повседневную жизнь или в тренировочный процесс хатха-йоги. Непрерывность практики — секрет успеха.