Майсорский дневник Нади Третьяковой. Часть 4
Надя Третьякова отправилась в Институт Аштанга йоги в Майсоре, чтобы учиться у источника Традиции.
«I will watch you», «Photo, madame, please!», или мой майсорский экватор
Середину учебы студенты обычно называют экватором. Вот и у меня сейчас экватор. Майсорский. И снова сложно поверить в то, что я здесь уже целых две недели. Вы замечали, что начиная где-то с середины, дни путешествия, кажется, летят как минимум раза в два быстрее? Так что оглянуться не успею, а надо будет возвращаться домой.. Но пока все же рано об этом думать. Лучше поговорю об Индии… Вообще, когда я села писать эту статью, поняла, что впечатлений за прошедшую неделю накопилось очень много и разных. Так что буду писать по пунктам.
О вкусностях. Которыми Индия продолжает меня баловать. Например, местными яблоками и мандаринами. Первые очень мелкие, но при этом крепкие, сладкие, сочные. Вторые отличаются от привычных нам только цветом кожуры (она зеленая) и чуть более сильным ароматом. И то, и другое я теперь покупаю регулярно. И местные дыньки – маленькие, невзрачные, но невероятно душистые с сочной сладкой мякотью бледно-оранжевого цвета!.. А еще тут есть рис под названием matta rice. Выращивается он в штате Керала, красноватый по цвету и немного необычный на вкус. Чем-то напоминает ячмень. Прочитала, что за пределами Индии найти его довольно трудно, поэтому немного постараюсь привезти с собой, мне он понравился. Кстати, на первых порах сложно понять, сколько стоит нужный товар в магазине. В большинстве из них вы не увидите привычных ценников под продуктами. Сумма скрывается где-то на упаковке, причем может оказаться в совершенно разных местах. Через какое-то время удается лучше фокусироваться и быстрее находить цену. Но не всегда. Иногда приходится внимательно просматривать весь текст на товаре, да еще и не по одному разу, пока заветные цифры не попадутся на глаза. Но мне кажется, что подобная система удобнее нашей – в российских магазинах, особенно в больших продуктовых супермаркетах, далеко не всегда очевидно, к чему конкретно относится тот или иной ценник. Бывает, выясняется всё уже на кассе. И не всегда приятным образом.
О погоде. В октябре тут бывают дожди. Да еще какие! На днях я как раз попала под местный дождик. Начиналось всё вполне невинно – небольшая такая, приятная морось. А затем без всякого предупреждения небо обрушилось на меня каскадами воды! Первые пять минут меня спасало дерево, затем еще минуты три – шарфик, несколько минут не спасало ничего, от промокания насквозь спасло небольшое затишье и быстрые ноги, которые донесли меня до дома подруги, находившегося метрах в 50 от меня. Собственно, он и был целью прогулки. Хорошо то, что в отличие от Петербурга, дожди здесь в основном случаются по вечерам и ночам, днем же они продолжаются не дольше 15-20 минут. При этом не падает температура. У дождей, несомненно, есть свои плюсы — меньше пыли и больше прохлады. Но все же хочется впитать в себя максимальное количество солнца. Ведь по возвращении домой меня ожидает серость, сырость и холод… Радует, что дождливым пока был лишь один день (поливало раза три за сутки).
О музыкальности. Заметила, что при движении машин задним ходом у большинства из них включается звуковой сигнал. Чаще всего это какой-нибудь индийский мотив. Вообще, надо сказать, индийцы – очень музыкальны и любят национальное творчество. Таксист, который вез меня из аэропорта, всю дорогу слушал индийские песни. Два моих индийский спутника в самолете смотрели индийские фильмы, один из них радостно посмеивался, подпевал и даже похлопывал себя ладонями по ногам. Да и просто идущие по улице индийцы часто что-то напевают под нос (а иногда и громко).
О доставке всего на свете. Нехитрым способом тут развозят почту – проезжая мимо дома на скутере или велосипеде и зашвыривая свернутую газету через забор. Причем зачастую даже не снижая скорости. Хотя быстро тут практически никто не ездит. Ведь индийская размеренность и неспешность проявляется и в дорожном движении.
Помимо почты по улицам развозят фрукты, овощи и зелень.
Так что за ними не обязательно ходить в магазин, они приедут и сами. Причем вы точно это не пропустите – продавцы громко выкрикивают название своих товаров, предупреждая всех желающих (и спящих) о своем приближении. Развозят на телегах, велосипедах и на небольших машинках. В общем, кто на что горазд. Да, еще на улице можно найти сапожников, сидящих в открытых будках. Если у вас порвалась обувь, они починят ее прямо на ваших глазах, при работе помогая себе не только руками, но и ногами.
Любопытное об индийцах. Перед тем, как ехать сюда, я читала, что в Майсоре много парков. И первое время не могла взять в толк, где же эти парки скрываются. Пока мне не объяснили, что вот это – и есть парк.
В общем, петербургскому жителю они скорее напоминают небольшие скверики. Но индийцам вполне нравится – если оказаться у такого парка ближе к вечеру, можно увидеть, как они спортивным шагом наворачивают круги по дорожкам. Так сказать, спортом занимаются.
Еще я заметила, что индийцы любят не только животных, но и растения. Во дворах, на лестницах подавляющего числа домов стоят горшки со всевозможными цветами, либо же растут кусты и деревья. Где-то они торчат сухими ветками, вразнобой, потому что за ними никто не ухаживает, а где-то прямо фотографировать хочется – до того красиво.
О коровах. Их тут много, самых разных расцветок – серых, рыжих, черных, черно-белых…
Они ходят по улицам, им неизменно уступают дорогу и аккуратно объезжают. И регулярно подкармливают, например, очистками или подпортившимися продуктами, здесь не принято их выбрасывать. Кормят и специально купленными бананами, капустой, яблоками и т.д. А еще есть прикормленные коровы, которые подходят к воротам домов и громко мычат, пока не выйдет хозяин или хозяйки и чем-нибудь не угостит.
Кстати, кормить их – сплошное удовольствие, я как-то отнесла бродившей по соседней улице корове кочан капусты. Она так осторожно брала листы у меня из рук и так мило ими хрустела!?
О праздниках. На вторую неделю октября выпал фестиваль Дасара (Наваратри), один из важнейших ведических праздников. В течение девяти дней индийцы поклоняются девяти ипостасям Шахти – женской форме божественной энергии. Праздник шумный, веселый и красивый. Наиболее интересным мне показался именно девятый день. Прямо с раннего утра индийцы старательно моют свои скутеры, машины и технику.
Даже коров вымытых видела. После этого все рабочие механизмы украшаются гирляндами из цветов и листьями банановой пальмы (причем украшают не только свои машины, но и все стоящие поблизости). Особенно мило смотрятся брутальные индийские парни (и такие тут есть) на мотоциклах с цветочками. Кстати, если ваш автомобиль или скутер украшен цветами – соблюдайте осторожность, останавливаясь рядом с коровами – могут задумчиво сжевать половину (сама видела? ).
Так индийцы благодарят технику за хорошую работу за прошедший год и просят хорошо работать и в последующем. Видела, как они ходят вокруг машин и звенят колокольчиками, вставляют в дверные щели и жгут ароматические палочки (даже на фруктово-овощных прилавках замечала палочки, воткнутые в бананы). Собираются группами и разбивают перед машинами и перед входом в жилище кокосы и тыквы зеленого цвета.
В тыквы перед этим заливают красную краску и иногда кладут несколько монеток, которые потом на счастье разбирают дети (после еще на протяжении пары-тройки дней разбитые плоды в большом количестве усыпают дороги, пока их не доедят коровы). Считается, что тыквы, кокосы, цветы, банановые листья и т.п. отпугивают злых духов и охраняют от несчастий (например, от дорожных аварий). Всё это, если я правильно поняла, входит в понятие пуджа, религиозный обряд в индуизме.
Об интересных местах. За прошедшую неделю я несколько раз побывала на так полюбившемся мне озере Кукарахолли, а также посетила еще пару интересных мест. Во-первых, красивейшее озеро Карейнджи (Karanji kere).
Парк вокруг него начинается широкой аллеей, по обеим сторонам засаженной огромными пальмами. Чем-то мне это напомнило вход в Павловский парк, находящийся под Петербургом. Пальм там нет, конечно, зато есть высоченные, роскошные ели.. В общем, правда красиво.
На территории парка находится птичий вольер. Как и на Кукарахолли, узнать я смогла лишь несколько птиц: павлинов, петухов и фазанов. Но больше всего в глаза, если честно, бросались не окружающие флора и фауна, а бесчисленное множество индийских парочек. Да, впервые я увидела, что индийцы могут обниматься, целоваться и сидеть друг у друга на коленках. На улицах города подобное поведение считается недопустимым. Но я и подумать не могла, что парки являются для них местом, где можно открыто выражать свои чувства. В общем, что ни пальма, куст или скамеечка, то индийская девушка с парнем. Забавно?
Второе интересное место – это холмы Чамунди, находящиеся примерно в 10 км от города. На вершину ведут ступени, окруженные огромными валунами и местной растительностью, протяженность подъема составляет около 1000 метров. А сверху открывается прекрасная панорама Майсора, есть даже обзорная площадка, на которой любят сидеть индийцы и созерцать открывающийся вид.
В тот день, когда я решила туда поехать, был очередной праздник, и на мотороллерах не пускали даже к подножию. Но надо отдать должное индийцам – они всех отправляли на огромную парковку, от которой беспрерывно туда – обратно курсировали бесплатные автобусы. Индийцев в тот день было очень много. И они дудели в смешные дудочки, барабанили в барабаны, просто кричали и пели. В общем, заполняли окружающее пространство любимым им гомоном и шумом? И еще они раз за разом просили с ними сфотографироваться: «Photo, Madame, please!». Ну, бледная кожа для них, видимо, такая же экзотика, как для нас – темная. А мне не жалко? Тем более я и сама постоянно их фотографировала. Интересно, что некоторые из них сами просили их снять. Особенно удивила одна индийская семья, которая, завидев меня издалека с фотоаппаратом, подошла, выстроилась в шеренгу и очень просила сделать семейный портрет. А потом никто даже не поинтересовался, что получилось.
Просто поблагодарили и пошли дальше.
Где-то недалеко от вершины я понаблюдала за тем, как делается тростниковый сок. Это легче увидеть, чем описать.
На фотографии — нехитрое устройство, через которое пропускают стебли тростника, вручную крутя рукоятку. Сок стекает в подставленную емкость, куда по вашему желанию также могут добавить лайм и имбирь. Сок я попробовала ради интереса, но, как и ожидала, на мой вкус он оказался чересчур сладким. В общем, на любителя.
В целом на Чамунди мне очень понравилось, даже думаю съездить туда снова. Тем более, совсем недалеко.
И о практике. Вторая неделя началась для меня довольно тяжело. Возможно, одна из причин – неважный сон. Я очень плохо засыпаю, а просыпаюсь не позднее 5 утра. Пробовала спать днем, но тогда вообще не могу уснуть ночью. Надеюсь, вскоре что-то изменится. Кстати, если у вас чуткий сон, советую взять с собой беруши. По ночам здесь бывает ой как шумно!
Но тяжело оказалось только в понедельник. Дальше стало легче. Во вторник я сделала свою практику до положенной мне курмасаны и с мыслями, что сегодня, видимо, Шарат на меня внимания не обратит, начала из нее выпутываться, чтобы перейти к завершающим. Но не тут-то было! Ко мне подбежал ассистент и начал активно закручивать в супта курмасану. Ну, думаю, ладно. Тем более Шарат не возражал. По окончании майсора на выходе из зала, как всегда, поймала взгляд Учителя и поблагодарила его за практику. Уже вышла на улицу и начала спускаться по лестнице, как вдруг сзади раздался его голос:
— What you did?
— Supta kurmasana.
— Did you catch?
— Yes, with assistance.
— Good. Garbha Pindasana tomorrow.
Вот так вот. От него не скроешься. Даже на улице. Подобный сценарий повторился и на следующий день: во время практики меня никто не трогал, но после Шарат опять не дал мне так просто уйти и спросил, на чем я остановилась. На мой ответ услышала: «Show me tomorrow», и с улыбкой ушла домой. В общем, он меня не забывает.
Я много раз слышала, что первая поездка в Майсор для многих так или иначе становится испытанием. Такой она оказывается и для меня. В пятницу во время аджасмента мне повредили связку с внешней стороны левого колена. Противный хруст, испуг и боль спустя пару часов. А к вечеру – ограничение подвижности, небольшой отек, страх и отвратительное настроение. Сказать, что я расстроилась – это ничего не сказать. Испытание, так сказать, для симметрии – прооперированное правое колено, и теперь вот – левое… Бойтесь своих желаний, особенно в Индии – не хотела я доходить до дропбэков, теперь, видимо, и не дойду. А может, дело не в желаниях. Может, не зря я не хотела двигаться дальше. И слишком рано приложила слишком много усилий. Так что, можно сказать, сама виновата. Как я уже упоминала, здесь практика гораздо более интенсивная и требует гораздо большей отдачи. Ведь дома я модифицировала некоторые асаны. А здесь всё по-другому. В общем, травмы коленей преследует меня. Повод задуматься..
После этого события, стараясь меня подбодрить, мне говорили много фраз, вроде «относись к этому проще», «карму никто не отменял»,«это тоже урок, который нужно усвоить», «Майсор, особенно первый, это испытание» и т.д. и т.п. Вроде даже правильные слова. Но вот что я скажу – когда сам получаешь травму, это всё не работает. По крайней мере, для меня. И по крайней мере первые пару дней. Ну не могла я не расстраиваться. Еще две недели практики впереди, а я даже не знаю, смогу ли нормально заниматься…
В субботу я пропустила лед-класс, так как даже ходила с трудом. Попробовала практиковать дома в эластичном наколеннике. И расстроилась еще больше. Сумела сделать только Сурья Намаскар и почти все позы до пурвоттанасаны. Без всяких прыжков, сгибания колен и пробросов – жутко больно. Я очень старалась относиться к этому легче, но у меня очень плохо получалось. В голове крутились мысли – приехать сюда практиковать и остановиться на полпути…
Немного подняла настроение вторая в этом сезоне конференция Шарата (на которые он, кстати, призывает ходить в первую очередь для того, чтобы учиться). Он в очередной раз подчеркивал важность трех составляющих практики – асана, дыхание, дришти. Говорил, что когда человек старается войти в новую асану, то часто забывает о двух других составляющих. Но это нормально и естественно. Просто когда асана перестанет требовать столько усилий, важно вспомнить про дыхание и дришти. Если не концентрировать свое внимание целиком и полностью на выполнении поз, очень легко получить травму. Так как вы не можете слышать свое тело. Сравнивал это, например, с поднятием полного ведра воды – отвлечешься, забудешь согнуть колени, а потом будешь мучиться болью в пояснице. Вроде ничего нового, правда? Но очень важно. И ведь раз за разом про эти вещи забывают…
После конференции я подошла к Шарату и рассказала о том, что случилось с моим коленом, что не смогла прийти на лед-класс и не уверена в том, что справлюсь в понедельник. На что он заверил меня, что помогать теперь будет мне сам, сказал в понедельник обязательно прийти и просто остановиться, если будет больно, а еще пообещал приглядывать за мной: «I will watch you!». Что ж, нет худа без добра.. Хотя пока не представляю, как буду заниматься. Правда, его уверенность и спокойствие немного передались и мне.
Окончательно исправила мое настроение поездка на холмы Чамунди (нет, не думайте, ходила я там очень мало, поэтому обязательно съезжу еще раз, чтобы преодолеть весь подъем, когда заживет нога). И то, что удалось там нормально пофотографировать (нормально – это значит на хороший фотоаппарат, поскольку преимущественно я снимаю на телефон, чтобы никого не пугать большим объективом и не привлекать лишнее внимание). В общем, вечером по приезду настроение было приподнятым, а на душе ощущалась легкость. Может быть, приняла неизбежное. Ведь все равно теперь уже ничего не поделаешь. Мне кажется, это одна из вещей, которым учит Индия – принимать то, что происходит с тобой. По крайней мере, здесь это у меня получается лучше, чем дома. Да и состояние ноги, как ни странно, немного улучшилось.
Я пока не знаю, в чем состоит урок (и есть ли он) и как усмотреть в нем плюсы. Подождем, надеюсь, придет какое-то понимание. Но по крайней мере на данный момент случившееся принесло мне встречу с удивительным человеком, который позволил поверить в чудо. Друзья посоветовали обратиться к специалисту по акупунктуре и традиционной китайской медицине, который тоже практикует у Шарата и недавно приехал в Майсор. Не то чтобы я верила в подобные методы. Скажем, никогда не пробовала и относилась к ним довольно скептически. Но здесь данная возможность стала для меня последней надеждой. И в воскресенье вечером я отправилась к Leon Lee. Для начала он поставил мне банки (лучше не видеть, какими идеально круглыми, лиловыми кровоподтеками покрылась после них моя нога; я порадовалась, что здесь не нужно ходить на пляж). И уже после них состояние колена немного улучшилось, спало напряжение в мышцах и чуть утихла боль. Потом я какое-то время лежала, утыканная тонкими иголками, которые Леон время от времени проворачивал, тем самым воздействуя на важные точки. Не самые приятные ощущения, местами весьма болезненно, но вполне терпимо. И вы знаете, правда помогло! Если уж совсем откровенно, я была поражена до глубины души! Причем целебное воздействие продолжалось и после окончания процедуры (как мне и обещал Леон), к ночи даже ушли припухлость и боль от нажатия! Вот такое вот чудо!
Но несмотря ни на что, мне все больше нравится практика в шале. Правда, для себя я решила, что ассистентов подпускать больше не буду. Нет, среди них, безусловно, есть и очень хорошие. Но как тут предугадаешь… Каждый вечер я с радостью думаю о том, что завтра — снова майсор-класс, улыбки и шутки Шарата. Сейчас у меня болит колено и мне скорее всего будет непросто (да-да, кто-то, прочитав это, в очередной раз подумает, что аштангисты — сумасшедшие). Но как там говорит Шарат? – «No fear – no fun!».
Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>