Уравновесь себя сам!
«Как и в случае физической позы, самое главное в позе ума – это нахождение равновесия. Если ваш ум слишком напряжён или слишком сосредоточен, то вы в конце концов начинаете беспокоиться о том, хорошо ли вы медитируете. Если ваш ум слишком расслаблен, вы либо впадаете в сонливость, либо на что-нибудь отвлекаетесь. Вам нужно найти срединный путь между напряжённостью, обусловленной стремлением к совершенству, и унылой рутинностью типа: «Ну вот, нужно садиться и медитировать». В идеале следует помнить, что на самом деле не важно, хороша ваша практика или нет. Главное – это намерение медитировать. Одного этого достаточно» (из книги Йонге Мингьюра Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья»).
Эти слова, сказанные относительно практики сидячей медитации, справедливы в отношении любой практики, включая практику медитации в движении, чем по своей сути является Аштанга йога.
Во всем в жизни есть крайности. И вставая на коврик, мы встаем перед выбором – как практиковать. Сурово? Расслабленно? Чрезмерное усилие создает лишнее напряжение, чрезмерная расслабленность не создает ничего. Конечно, в идеале мы стремимся к балансу, к поиску равновесия.
Но равновесие – это не волшебная таблетка наподобие таблеток из «Матрицы», которую можно проглотить и сразу же обрести баланс. Равновесие обретается каждый день. Каждый раз, вставая на коврик и делая Экам, мы приступаем к поиску равновесия. При этом в один день мы можем чувствовать, что перегнули палку перфекционизма, и практика принесла не тишину, а чувство легкого перевозбуждения, а то и усталости.
На следующий день – наоборот, нам кажется, что мы где-то недостарались. Как результат — есть ощущение разнеженности, но нет удовлетворения от работы над собой.
Поскольку мы только учимся работать с ощущениями в уме и теле, то перебор или недолет — это нормально. Куда хуже то, что в результате мы в обоих случаях остаемся как бы чуть-чуть недовольны собой. С философской точки зрения это нарушает сантошу (удовлетворенность тем, что есть), с физиологической – отнимает энергию.
«Нужно быть удовлетворенным тем, что у нас есть на данный момент. Нельзя думать, что у тебя чего-то недостаточно. Это отнимает энергию», — сказал на одной из своих конференций хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Р. Джойс.
Поэтому наряду с асанами важно практиковать стремление принять свою практику такой, какая она есть сегодня, и не просто как данность, а с благодарностью. Легендарный толкователь «Йога-сутр» Вьяса в своей «Йога-Бхашье» (2.32) объясняет сантошу как отсутствие желания присвоить больше того, что насущно необходимо. То есть, это полная противоположность современной потребительской психологии.
Вернемся к цитате, с которой начался этот текст: не важно, хороша ваша практика или нет, главное – это намерение практиковать. Одного этого достаточно.
Кстати, если воспринимать все происходящее с нами не как результат, а как процесс – быть удовлетворенным кажется куда легче. Ведь в этом случае мы выходим за рамки собственных ожиданий, которые построил наш ум для того, чтобы ограничить нас в получении удовольствия от практики в частности и от жизни в целом.
Ну, а если дочитав до конца, вы остались в замешательстве, не расстраивайтесь. Ведь, во-первых, вы дочитали до конца. А во-вторых, в йоге замешательство – это начало понимания.
Keep life simple!
Текст: Саша Белуза.