О дришти в практике.


В йоге под дришти понимается направление взгляда практикующего, а в традиции аштанга-йоги для каждой асаны и виньясы рекомендовано свое дришти.
Дришти — один из основных элементов практики.

• Дришти применяется для корректного выстраивания позы. Например, в наклонах взгляд на большой палец стопы (падайогра-дришти) будет задавать вектор движения от тазобедренных суставов через ось позвоночника; в йога-нидрасане дришти в область межбровья (бхрумадья-дришти) заставляет нас включать мышцы шеи, воздействуя на ноги, находящиеся за головой, таким образом углубляя асану и защищая мышцы шеи от перерастяжения;  а в таких позах, как пурвоттанасана или урдхва-мукха-шванасана (собака мордой вверх), благодаря взгляду на кончик носа (насагра-дришти) мы предотвратим излишнее запрокидывание головы.

• Дришти применяется в целях травмобезопасности. Дело в том, что в теле работа мышц шеи и глазодвигательной мускулатуры синхронизирована: когда мы смотрим в сторону, мышцы шеи сокращаются так же, как если бы мы повернули голову. Поэтому в перевернутых асанах или в сету-бандхасане при взгляде на кончик носа, как и при повороте головы, шея будет защищена от несимметричного напряжения.

• Дришти способствует пратьяхаре.
Пратьяхара, пятая часть восьмичастной йоги Патанджали, предполагает отвлечение органов чувств от объектов восприятия.

Выделяют два вида пратьяхары:
— внешняя пратьяхара: мы ограничиваем работу зрительного анализатора и не видим то, что нас окружает, в результате освобождается до 70% внимания; мы ограничиваем работу слухового анализатора и стараемся не прислушиваться к окружающим звукам.
— внутренняя пратьяхара: мы стараемся не воспроизводить в уме зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные образы.

Практика пратьяхары дисциплинирует наш ум, высвобождает резервы внимания для наблюдения за тем, что происходит с телом и самим умом.

Дришти помогает достичь однонаправленности внимания, что в йоге называется «экаграта»: сужая фокус внимания до одной точки, мы прекращаем блуждание внимания от одного внешнего объекта к другому, больше направляя его на внутреннюю суть.

текст: Наталья Кобаненко
редактор: Елена Саноцкая
фото: Елена Гецевич