Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее достигнете успеха
В эфире – передача «И вот результат!».
Поговорим об отношении к результатам практики, о наших ожиданиях.
«Йога-сутры» и другие тексты рекомендуют практиковать непривязанность. В этой связи можно вспомнить сразу несколько близких понятий из философии йоги.
В «Йога-сутрах» и в «Бхагават-Гите» активное начало (практика, или абхьяса) уравновешивается пассивным началом (отрешенностью, бесстрастием, непривязанностью, или вайрагьей).
В книге «Я есть то» есть замечательный диалог. Шри Нисаргадатта Махараджа спросили, можно ли считать вайрагью отречением и отказом. «Отказываться не от чего. Будет достаточно, если вы перестанете требовать», — ответил просветленный мастер. Применительно к практике асан: если вы перестанете требовать от тела слишком многого – будет достаточно.
Вайрагья в чем-то близка к одной из ниям, а именно к ишварапранидхане, которую можно толковать как смирение. Обычно этот термин переводят как «любовь к Богу», но он также обозначает определенное качество действий, замечает Дешикачар в «Сердце йоги».
Шри К. Паттабхи Джойс в «Йога мале» вот как пишет об ишварапранидхане: «Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу».
Еще одно близкое понятие из философии йоги – нишкама карма, что можно перевести как бескорыстный труд. Санскритское слово «ниш» означает «без», кама – «страстное желание», карма – «поступок, действие». По сути это тоже когда действие или поступок совершается без расчета на его плоды или результаты.
Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>
Вот какой совет дает Свами Сатьянанда Сарасвати: «Практикуйте, а ответы придут в свое время, и не беспокойтесь нисколько о том, будет ли прогресс или не будет, просто делайте практики регулярно. Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее вы достигнете успеха. Позвольте событиям происходить так, как они этого хотят. В тот момент, когда вы перестанете ждать и почувствуете себя полностью расслабленным, случится дхьяна, которая будет совершенно спонтанна. Когда вы будете пусты, это наполнит вас до краев».
Еще короче мысль выразил российский исследователь Борис Мартынов в своей книге «Нравственность йоги»: «Хотя никаких плодов от труда не ждут, его плоды велики: покой ума. А спокойный ум становится восприимчивым к притоку высшего знания и сознания».
При этом садхакам, у которых много желаний и ожиданий, не стоит корить себя за это. Наш ум завязан на эго. А эго настолько крепко привязывает нас к концепциям «я» и «мое», что научиться совершать действия без желания обрести что-то лично для себя — очень сложно. Что мы действительно можем делать, так это спокойно относиться к своим человеческим слабостям и все-таки стремиться к тому, чтобы стать выше них. Например, поменьше тревожится о том, что у нас не получается «как на картинке» та или иная асана. И поменьше гордиться, если получается. Можно бурно порадоваться один раз и успокоиться :)
Хорошей всем практики!
Текст и фото: Александра Белуза.