Яма и нияма: 99 % практики

В эфире – передача «Копаем яму с ниямой!»

Изначально в традиции йоги яма и нияма предшествовали асане. То есть, до того, как делать Триконасану, человек должен был изучить пять ям, пять ниям и стремиться их соблюдать. Об этом говорят как «Йога-сутры», так и другие тексты. 

«Когда йогин становится сведущ в практиковании нравственной дисциплины (яма) и самоограничения (нияма), он может приступать к позам и иным средствам» («Йога-бхашья-виварана», 2.29).

Однако тут стоит учитывать, что это относилось к системе обучения йоги до нашей эры.

Уже «Хатха-йога-прадипика», относящаяся  приблизительно к 14 веку нашей эры, разрешает яму и нияму осваивать позже асан, что куда ближе к современной системе обучения (ну, или ближе к Кали-юге). Собственно, так оно и получается: сначала человек начинает делать Триконасану, потом что-то читать по теме йоги, и так, постепенно, выходит на техники самоконтроля  в отношении других людей (яма) и в отношении самого себя (нияма).

Посмотреть расписание занятий >>

Затем яма и нияма постепенно вырастают из коротких штанишек 1% теории и  обретают практические черты. И однажды садхак приходит к Аштанга-формуле: асаны+яма+нияма = 99% практики.

Подчеркнем это — соблюдение ямы и ниямы имеет чисто практический смысл. Да, эти принципы входят в философский каркас йоги, но йогу потому и называют практической философией, что все ее принципы важно практиковать. Если энергия от практики не направляется в позитивное русло, может расти внутренняя агрессия (особенно опасна в этом смысле Вторая серия, поскольку она генерирует очень много энергии). Намерение же соблюдать яму и нияму уберегает нас от негативных эмоций (например, стремление соблюдать ахимсу уберегает от привычки осуждать других людей) и направляет мысли (ментальную энергию) в позитивное русло.

Хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Р. Джойс определяет практику асан следующим образом: «Вдох, выдох и генерация внутренней энергии — вот что такое хатха-йога».

Для того, чтобы учиться управлять этой энергией, необходимы первые две ветви Аштанга йоги — яма и нияма. Об этом Шарат хорошо сказал на конференции в Москве 21 сентября 2014 года: «Практика производит внутри вас много энергии. Без знания того, как управиться с этой энергией, она превращается в агрессию. Так что вы должны знать, как управлять этой энергией. Вы должны этому научиться. Вот почему вам нужно хоть немного философии — ахимса, сатья, астейя, брахмачарья — понимание этих вещей позволит вам успокоиться. Нельзя ничего выбросить: «О, сегодня я не хочу практиковать яму. Поделаю-ка только асану» или «О, сегодня неохота делать асану. Займусь-ка я только ямой-ниямой». Так просто невозможно. Йога становится завершенной и целой, только когда вы практикуете ее ветви вместе».

Текст: Александра Белуза