С меня хватит!
«С меня хватит!» — бросил он, выбегая из Шалы. Конечно, это было сказано сгоряча, но недавно и у меня был один из таких «черных» дней аштангиста.
Итак, через пару дней мне стукнет 57. В результате различных травм мне заменили тазобедренный сустав, вставили металлические спайки и теперь одна нога у меня короче другой. Понятно, что занятия Аштангой для мне не самое легкое дело. Так ведь?
На самом деле, это не так. У каждого есть проблемы и мои больные ноги заслуживают не больше жалости и внимания, чем больные ноги любого другого человека.
Знаешь, у каждого аштангиста бывают трудные дни, но почему иногда настолько тяжело? Первое, что приходит в голову в такой момент – где же эти чертовы устойчивость и легкость? Даже в «Йога-Сутрах» Патанджали, основополагающем тексте о Йоге, не так уж и много сказано о практике асан. Там нет деталей и пояснений о выполнении поз, однако, там говорится “sthira-sukham āsanam”, что можно перевести как «Поза должна быть устойчивой и удобной». Из всей гаммы ощущений во время практики удобства и устойчивости я уж точно не почувствовал. Слава богу, у меня отличный учитель. Терпеливо выслушав мое нытье «Не уверен, что Аштанга мне подходит», Джуди улыбнулась, напомнила, что у всех бывают такие дни, и в очередной раз дала мне ключ к хорошей практике. «Сегодня, — сказала она с улыбкой, — занимайся очень медленно и полностью сконцентрируйся на дыхании. Ни о чем больше не думай, начинай каждое движение с дыхания и правильно веди счет». В тот вечер моя практика была приятной, довольно устойчивой и, да, достаточно комфортной.
Я люблю Аштангу, но это тяжелый труд. Она играет с твоим эго, привлекает возможными достижениями и искушает попробовать то, к чему ты еще не готов. Именно поэтому практика учит нас дисциплине, настойчивости, скромности и терпению, очень большому терпению.
Аштанга состоит из фиксированной серии поз, и изучение последовательности должно происходить постепенно. Добавлять следующую позу нужно только когда хорошо освоены все предыдущие. Сначала можно выполнять лишь Сурья Намаскары, а затем постепенно двигаться дальше.
При правильной практике Аштанга может быть отличным противоядием набирающей обороты культуре излишне самолюбивых и показушных инстаграммеров.
Паттабхи Джойс уделял огромное внимание дыханию. Он также говорил: «если практиковать йогу усердно и преданно в течение долгого времени», можно избавиться от шести ядов в нашем сердце: «желание, гнев, заблуждение, жадность, зависть и лень.» Наверное, неслучайно именно эти чувства часто сбивают нас с толку в практике Аштанги: желание выполнить какую-то конкретную позу, гнев при недостижении желаемого, заблуждение в определении целей практики, жадность достичь всего и сразу, зависть при сравнении – он/она начал после меня и уже может делать Маричасану!, лень при потере концентрации на том, что действительно важно.
Не имеет никакого значения, насколько вы физически подготовлены, и можете ли носом коснуться пальцев ног. Позы – это средство к достижению более высокой цели, а не сама цель Аштанги. Вот моё любимое высказывание Гуруджи: «Любой может практиковать. Молодой человек может практиковать. Старый человек может практиковать. Очень старый человек может практиковать. Больной человек может практиковать. Человек, у которого нет силы, может практиковать. Любой, кроме ленивого. Только ленивые люди не могут практиковать Аштанга йогу».
Так что возвращайтесь на коврик, концентрируйтесь на дыхании, бандхах, дришти и, как говорил Джойс, всё придёт. Только, возможно, это «всё» будет отличаться от того, что вы изначально себе представляли!
Перевод: Юля Вашталова.