Брахмачарья: устремленность ума к высшему Брахману
«В нем было воспитано почтительное отношение к Идеалу Непорочности. Брахмачарья, если вам понятно это слово» (Олдос Хаксли, «Остров»).
Сегодня мы продолжим разговор о яме и нияме и поговорим о брахмачарье – четвертой яме.
Это понятие окутано плотной дымкой мифов, главный из них: соблюдать брахмачарью = соблюдать целибат.
Почему обет брахмачарьи стал ассоциироваться только с обетом безбрачия, примерно ясно. В Индии брахмачарьей называется также один из четырех периодов жизни человека. Это период ученичества, когда молодой послушник из касты браминов приблизительно в течение 12 лет находится на обучении у гуру, и все это время должен соблюдать половое воздержание. Его так и называют – брахмачарин. Видимо, отсюда слово «брахмачарья» стало прочно ассоциироваться с целомудрием на все времена. Хотя по окончании стадии ученичества, по тем же индийским канонам, наступает вторая стадия жизни — домохозяина (на санскрите — грихастха), когда молодой человек женится и обзаводится семьей.
В йоге брахмачарья — это скорее сдержанность во всем. Не отказ от удовольствий, а именно сдержанность, что, согласно йоговской концепции, имеет большое значение для сохранения и преумножения жизненной силы (праны) в теле-уме. «При прочном утверждении в брахмачарье достигается вирья (энергия)», — гласят «Йога-сутры» Патанджали.
Даже обычный человек может достичь определенной степени брахмачарьи, пишет Шри К. Паттабхи Джойс в «Йога-мале»: «Если он, насколько возможно, избегает общения с вульгарными людьми, не развлекается в людных местах, не читает пошлые книги, не смотрит кинофильмы сомнительного содержания, соблюдает скромность при общении с незнакомыми людьми противоположного пола — это означает, что такой человек частично соблюдает брахмачарью». То есть – не растрачивает энергию, накопленную от практики, попусту.
Семейный человек, продолжает Паттабхи Джойс, в состоянии придерживаться брахмачарьи, если хранит верность законному супругу (или постоянному партнеру) и в определенные дни воздерживается от секса. А вот что касается секса на стороне, то, подчеркивает Гуруджи, «даже мысли об этом наносят удар по брахмачарье». Вторая стадия жизни – домохозяина – требует преданности одному партнеру вкупе с честностью и верностью, подтверждает хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс в книге «Аштанга йога Ануштхана».
«Более точное определение брахмачарьи — устремленность ума к высшему Брахману», — пишет Паттабхи Джойс. И далее поясняет: «В любой деятельности — будь то работа, сон, прием пищи, развлечения или секс со своей женой, во всем и всегда человек должен стремиться увидеть Высшую Сущность. Если ум постоянно занят размышлениями о Высшей Сущности, то духовная сила будет приумножаться. Сохранение и приумножение этой силы тоже есть плод брахмачарьи».
Как отмечал известный аюрведический врач Дэвид Фроули, сексуальная энергия, которая используется правильно, является основой и для целительной, и для духовной энергий. Об этом же говорил Свами Шивананда: «Сексуальную энергию нельзя не замечать — она естественна и суть самый благодатный источник всей творческой силы человека. Не игнорированием и уничижением своих сексуальных проявлений и не потаканием им, но только их осознанным использованием эта сила может быть поставлена под контроль и полноценно направлена в любое нужное человеку русло».
Таким образом, речь не о подавлении сексуального желания, а скорее о том, чтобы себе в этом не потакать. Популярное в йоге словечко «контроль» уместно и здесь. Свами Шивананда обращает внимание на то, что этот обет ямы ни в одном из трактатов не рассматривается применительно к женщине. «Брахмачарья изначально свойственна здоровой женской натуре», — утверждает мастер в книге «Йогатерапия». «У мужчин с этим сложнее», добавляет он.
Глубинную суть брахмачарьи хорошо передал сын Шри Т. Кришнамачарьи Дешикачар. Слово «брахмачарья», пишет он в книге «Сердце йоги», состоит из корня «чар» (двигаться) и слова «брахма» (истина). «Брахмачарью можно понимать как движение к сути, — продолжает Дешикачар. — Это слово в основном используется в значении «воздержание» (особенно половое). Конкретнее, брахмачаръя предполагает, что мы должны формировать отношения, которые взращивают в нас понимание высшей истины. Если частью этих отношений являются наслаждения, мы должны следить за тем, чтобы не сбиться с правильного пути».
Завершим цитатой из «Бхагават-Гиты», в которой говорится, что для обретения покоя требуется умеренность во всем:
«Умиротворённый, отогнав страх, стойкий в обетах брахмачарья,
Смирив сердце, преданный, пусть он сидит, устремясь ко Мне, обо Мне помышляя.
Так всегда упражняясь, йогин, укротивший манас,
Достигает Мне присущего мира высшей нирваны.
Йога не для того, кто в еде не умерен или ничего не вкушает,
Кто привык слишком много спать или бодрствовать, Арджуна.
А для умеренного в еде, в воздержанье, умеренного в делах, в движеньях,
Для умеренного во сне и в бодрствованье предназначена скорбь уносящая йога».
Автор: Александра Белуза.
Другие статьи о принципах ямы
- Ахимса: скажем «нет» разбою и насилию!
- Сатья: «Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога»
- Астея: ищем богатство внутри, а не снаружи
- Апариграха: будь проще, и йога к тебе потянется