Апариграха: будь проще, и йога к тебе потянется

Пятый принцип ямы – апариграха. Его часто определяют как «нестяжательство», хотя точнее сказать «простая жизнь».

Представьте, что вы облегченно выдохнули, закончив делать что-то тяжкое (пятую навасану, например). Апариграху можно сравнить с выдохом облегчения, когда ты освобождаешься от ненужных вещей, а на самом деле – от привязанности к ним.

С санскрита «париграха» переводится как «брать», «хватать». Апариграха означает брать только необходимое. Конечно, то, что было нужно йогам  древности, и то, что без чего мы не можем обойтись сейчас, — это разные вещи. В древней Индии для садхака считалось абсолютно нормальным иметь только один комплект одежды. И не для утренней практики, а вообще для жизни. У нас же только для практики как минимум двое леггинсов (и это самый-самый аскетичный вариант).

В общем, «самскары владения» довлеют над нами гораздо сильнее. Но даже с учетом этого мы можем соблюдать апариграху. Для это нужно просто не жадничать. Во всем. Начиная с еды. «Количество еды должно быть не большим, чем необходимо для функционирования физического тела», — пишет в «Йога-мале» Шри К. Паттабхи Джойс, говоря об апариграхе.

Что касается апариграха и асан – придется отказаться от лозунга «догнать и перегнать». «Преданность практике предполагает регулярность, добросовестность и терпение, а не чрезмерное усердие и борьбу за достижение», — обращает внимание Петри Ряйсянен в книге «Аштанга йога». Он отмечает, что жажда быстрого результата, когда к сложным асанам приступают прежде, чем к этому готово тело, нарушает апариграху и мешает идти вперед. «Неуемное стремление освоить и улучшить позу не помогает, а, наоборот, сковывает тело, не давая по-настоящему раскрыть его возможности в асане», — пишет Петри. Апариграха, подчеркивает он, призывает к умеренности во всем – в мыслях, словах и делах.

Хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс определяет апариграху как непривязанность к вещам, которые нас окружают, и как отсутствие жадности. «Когда у человека большие требования, он становится жадным. А стоит только позволить жадности расти, избавиться от нее очень трудно. Сначала вы хотите одного, затем другого —  и никогда не успокоитесь. Это постоянное желание и есть «граха» — цепляние за вещи и идеи».

Об этом же говорит нам и Дэвид Фроули. «Нестяжательство означает, что мы не должны думать, будто реально владеем вещами. Нестяжательство вызывает отсутствие жадности и жажды накопления, не порицается наличие только небольшой собственности. Оно показывает материальную простоту, присущую практике йоги», — пишет он в книге «Йога от А до Я».

Апариграха по смыслу близка к еще одному принципу ямы — астее (неворовству). Оба обета нацелены на то, чтобы успокоить ум, очистить его от стремления к присвоению и накоплению. Смысл не просто в отказе от приобретения всего и побольше, а в отказе делать такое приобретение основным содержанием своей жизни. Конечно, это сложно — в мире потребления не быть потребителем. Быть простым вообще очень трудно. Но оно того стоит.

В книге «Сердце йоги» сын Шри Т. Кришнамачарьи Дешикачар  пишет: «Если мы развиваем апариграху, мы начинаем больше ориентироваться на внутреннее. Чем меньше времени мы тратим на материальное, тем больше у нас времени на изучение того, что мы называем йогой».

Будь проще, и йога к тебе потянется.

Текст: Александра Белуза.

Другие статьи о принципах ямы