Майсорский дневник Нади Третьяковой. Часть 3

Надя Третьякова отправилась в Институт Аштанга йоги в Майсоре, чтобы учиться у источника Традиции.

«What is your time», шала-дришти, или первая неделя практики

kryshi-majsora

Время в Майсоре летит очень быстро. Даже не верится, что позади уже целая неделя практики. Кто-то скажет, что это мало. Ну а для меня за эти семь дней многое поменялось, в первую очередь внутри. Я довольно недоверчиво отношусь ко всему новому. Мне нужно переварить и тщательно проанализировать незнакомый опыт. Так происходило и здесь – осторожность и недоверие к городу, сдержанность по отношению к практике в шале у Шарата. Ежедневное обдумывание и прислушивание к своим чувствам и эмоциям. Наверное, так происходит потому, что я побаиваюсь разочарований. И стараюсь не строить на счет чего-то неизвестного (и особенно «раскрученного») предварительных иллюзий. А в итоге сейчас я ощущаю, что нахожусь там, где должна быть. И мне хорошо…

За неделю я успела полюбить этот утопающий в зелени город, по улочкам которого так приятно бродить, рассматривая незатейливую индийскую архитектуру. Перестала бояться и испытывать напряжение, находясь среди индусов. Влилась в неспешность местной жизни. Полюбила кокосы со всем их содержимым. И получила много новых эмоций от практики и пребывания в Шале.

Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>

Первый лед-класс принес чувство смятения и грусти. Шарат остановил меня на последней маричиасане. Впрочем, это было вполне ожидаемо. Ведь из-за травмы колена полную версию этой позы я делаю только на одну сторону (правда, буквально незадолго до отъезда пробовала захватываться и на больную ногу, несколько раз получилось, но затем снова заболело колено — рано). Но тем не менее все равно было грустно. Последние пять лет практики давались мне через боль и борьбу с болезнью. И то, что не так давно я с относительной легкостью вновь смогла выполнять первую серию (пусть пока и приходится модифицировать некоторые асаны), стало возвращаться прежнее владение своим телом – всё это ощущалось как некая победа над внешними обстоятельствами и собой. И то, что травма в очередной раз останавливает меня уже здесь, вызвало чувство какого-то опустошения. И в голове крутилось много мыслей, вроде «видимо, у меня плохая практика», «почему остановили именно меня», «а вон тот человек ни на одну сторону не захватывается, но его почему-то пустили дальше» и т.п. Думаю, подобные мысли в схожей ситуации появляются у большинства практикующих. Но они довольно быстро сменились внутренним спокойствием и убежденностью, что всё будет хорошо. Что всё идет так, как должно идти. Мне кажется, это одно из тех чудес, которые происходят в шале, благодаря удивительной личности Шарата. Он настолько ярко умеет выразить и передать эмоции взглядом и тоном голоса, настолько хорошо чувствует и понимает тело каждого студента (и не сомневайтесь, он умудряется видеть всех в зале! Помните, «he is watching you»). Под его руководством очень быстро пропадает желание куда-либо торопиться, его подбадривающая улыбка дарит воодушевление и уверенность… Я не знаю, в какой момент поменялось мое отношение и ушла грусть. Возможно, после первого майсор-класса, возможно, немного позже… Но обо всем по порядку.

nadya-v-majsore

Как я уже упоминала ранее, на первой неделе было три лед-класса. И если начинать практику после выходного с леда мне показалось легко, то завершать было сложнее. Всё же за неделю накапливается усталость, а лед-класс требует больше энергии и отдачи. Вообще лед-классы даются мне ценой последующей боли в коленях (правда, не сильной, но неприятной), поскольку на майсоре я могу заниматься в своем темпе и во все лотосы и полулотосы закручиваюсь очень медленно и постепенно. Лед-класс такой возможности не дает, я в любом случае стараюсь делать всё аккуратно, но темп, безусловно, выше, долго со своими коленями обниматься не получается. Хотя не могу не признать, что моя нелюбовь к лед-классам здесь тает на глазах – в целом они оставляют ощущение легкости и удовлетворения. Если бы не травмы, было бы совсем замечательно. Но тут уж выбирать не приходится.

Первые майсоры принесли много радости – шутки Шарата («Don’t break shala property!» — судя по звукам перед этим комментарием кто-то упал рядом с портретами учителей), медитативность, ритмичность и плавный ход практики.. – всё это создает особенную атмосферу и настрой. В среду Шарат подходил ко мне трижды. И пустил дальше (но только после того, как убедился, что на здоровую ногу я без лишних усилий делаю захват в маричиасане D)! Со словами «slowly, very slowly», мягко и сочувственно глядя на мое несчастное колено. У меня в тот момент было ощущение, будто меня по голове погладили. И снова пришло чувство, будто в очередной раз так или иначе преодолела свою травму.

Мне очень нравится заниматься в шале. Здесь получается полностью сосредоточиться на практике и следовать за ритмом дыхания, максимально приблизиться к ощущению динамической медитации и забыть об окружающей действительности. Правда, шутки Шарата сложно игнорировать. А еще в любой момент может зайти его сын и начать чему-то громко возмущаться. Это вызывает неизменный смех и улыбки. Попробуй тут, сохрани дришти. А тот повозмущается и уйдет. Шарата это не смущает. Его сына – тоже. Может, это такой своеобразный тест на концентрацию?

Кстати, мне много рассказывали о так называемом шала-дришти. Говорили, что в первый раз энергетика шалы буквально сбивает с ног, а глаза разбегаются по коврикам и сложно сосредоточиться. И так может продолжаться минимум первые пару дней. Как ни странно, со мной этого не случилось. Наоборот, атмосфера шалы с первого вдоха подарила ощущение спокойствия и сосредоточенности. Правда, на первом майсоре я ловила себя на том, что порой чересчур напрягаюсь. Всё-таки нервничала немного, да еще и занималась в первом ряду прямо перед Шаратом.

Неотъемлемой частью майсоров можно назвать несколько фраз Шарата. Поначалу на них отвлекаешься, но очень быстро они незаметно вплетаются в общую атмосферу и фон практики. Всяк входящего встречает вопрос (как минимум первую неделю) «What’s your time?» и иногда «Show me your card» (и бойся, если ты пришел слишком рано, могут выгнать!). Когда освобождается место в зале, Шарат кричит «One more!». Жаль, текст не способен передать его интонации.

На третьем майсоре меня пустили еще дальше – Шарат дал бхуджапидасану и курмасану. Говорят, следующая моя остановка – супта курмасана. Поглядим.

 Удивительно, как при таком количестве народа Шарат успевает всё замечать и всех видеть. Я была в самом последнем ряду, а он – в противоположном конце зала, тем не менее перед навасаной он, прямо сидя на своем стульчике, сказал, чтобы я добавила еще две асаны. И улыбнулся. Удивительно и то, что, независимо с какого места зала он обращается, понимаешь, что говорит он именно тебе!

Хочу отметить работу ассистентов Шарата. Когда я сижу в маричиасане Д на травмированную ногу, то пока даже не пытаюсь делать захват (поскольку тут же ощущаю резкую боль в колене). Так вот на всех майсорах (ассистенты были разные) ко мне подходили и не кидались помогать сразу, а в первую очередь спрашивали, в порядке ли у меня колено (ну, им очевидно, что нет, поскольку я подкладываю под него полотенце) и нужна ли мне помощь. Так что насильно никто никого никуда не закручивал.

Неожиданную радость вызывало то, что, когда я уходила с майсоров, Шарат поворачивался ко мне, улыбался и неизменно что-нибудь спрашивал. Говорят, так он старается запомнить нового человека. А мне от этого самой улыбаться хотелось.

Еще одну радость принесло известие, что оба лунных дня в октябре выпадают на воскресенье, то есть совпадают с выходным шалы! А значит, не пропадут два дня практики! Когда приезжаешь на месяц, это значимо. Ведь если посчитать, получается четыре воскресных выходных плюс два лунных – это уже минус шесть дней!

Пусть я повторюсь, но мне действительно не верится, что позади – целая неделя. В целом могу сказать, что практиковать здесь легче, чем дома (хотя первые несколько дней у меня бешено колотилось сердце, вероятно, от непривычной жары). Ведь не нужно ходить на работу, соответственно, сил и энергии остается больше. Здесь никуда не хочется торопиться – дома всегда ожидает куча дел, в Майсоре же можно целиком и полностью сосредоточиться на практике. К тому же тело здесь ощущается по-другому, оно мягче и податливее. Я даже потихоньку стала делать лотос с правой ноги. Впервые с момента получения травмы (то  есть с 2012 года). Правда, долго в нем сидеть всё равно не могу. Посмотрим, поменяется ли еще что-то к концу месяца:)

И да. Я тоже попала под очарование Шарата. Уметь так выражать эмоции глазами и тоном голоса. Уметь так воодушевлять и подбадривать одним взглядом или улыбкой!.. Шутить так, что весь зал смеется. И так вести в практике. Ощущение, будто он точно знает, что нужно конкретно тебе и конкретно в данный момент времени. Попав к нему, не хочется торопиться (думаю, я буду повторят это снова и снова, такая уж она, Индия, и таков уж Шарат). Практика идет ровно, вдумчиво, без лишней суеты и спешки. Шарата хочется слушать, за ним хочется идти, и даже мысли не возникает сделать что-то не так, как он просит..

«Don’t come here to prove, come to Mysore to learn» — говорит Шарат во время своей первой в этом сезоне конференции. Зачем доказывать, что умеешь делать стойку на руках и освоил пару сотен асан? Это не важно. Важно учиться и получать опыт через практику. Важно уметь слушать и договариваться со своим телом. Когда занимаешься, тело начинает меняться и подстраиваться – и необходимо позволить ему меняться, дать на это время, не торопить события. То же касается и травм. Спешка не приведет ни к чему хорошему. «Focus your mind» — это самое главное. «Breathe » — это принесет и фокус, и изменения внутри.

Шарат сравнивал йогу с приготовлением досы. В ней много ингредиентов, раньше чуть ли не сутки ждали, пока тесто настоится и приобретет необходимые свойства и консистенцию. А сейчас у людей не хватает терпения. Йога – тоже многокомпонентна. И тоже не терпит спешки. Нельзя сегодня решить практиковать только асаны, а завтра – только, скажем, нияму. Без всех ингредиентов не будет настоящей йоги, как не будет и вкусной досы.

Йога, напомнил Шарат, — это не книжные знания. Это опыт. Без практики не будет ответов. Книги – это хорошо, но без практики не придет понимание. Только попробовав заниматься, получишь возможность что-то осознать и почувствовать. И ведь воистину так. Многие мои знакомые не понимают, зачем я всё это делаю. А если пытаюсь объяснить – считают, что я попала под влияние стереотипов и навязанных суждений.

Слушая Шарата, не хочется искать научные объяснения (хотя я и люблю всё понимать и обожаю анатомию). Хочется просто отдаться практике и наблюдать за своим телом, умом, дыханием… Находясь на конференции, я ловила себя на том, что сижу и просто улыбаюсь, а внутри – спокойствие и умиротворение. Шарат здорово говорит. И очень правильные вещи. Уже ближе к окончанию он, кстати, размышлял о преподавании и стремлении заполучить бумажку. «I didn’t ask my father for the certificate. Don’t come for this. Come here to learn!» И я верю, что он говорит искренне. Пусть многие и возразят мне. В интернете сейчас очень много критики сложившейся системы, призывов ходить в другие школы и т.п. Я очень долго не хотела ехать сюда. Потому что тоже сомневалась. А теперь чувствую себя счастливой… До приезда в Майсор я не очень понимала, почему все так восхищаются Шаратом и обучением в KPJAYI. Я не почувствовала ничего особенного после того, как первый день посетила шалу. И после второго, пожалуй, тоже. Но помните, мне нужно время, чтобы переварить и осмыслить новый опыт? И теперь скажу – пока вы не приедете и не испытаете это на себе – никогда не поймете. Да, я целиком и полностью попала под очарование Шарата.

Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>