Дыхание (отрывок из книги Р. Фримана «Искусство виньясы»)
Практика йоги, как и сама жизнь, начинается с дыхания.
Дыхание, или Прана, обеспечивает бесконечную, всепроникающую основу, постоянную пульсацию звука и восприятия, которая объединяет, поддерживает и обеспечивает нас информацией на уровне тела, ума и эмоций. Прана (с большой буквы «П») относится к внутреннему дыханию в целом. Мы ощущаем ее как вибрацию ничем не замутненного чувственного опыта и осознавания внутри каждого уголка и отверстия нашего тела. Ее часто называют «дыханием жизни», или мгновенно узнаваемым свойством ощущений, в особенности тактильных — это то, что чувствуешь внутри тела, когда ткани расширяются и сжимаются. Прана — это восприятие температуры или текстуры посредством кожи, или чувство перетекания от одной группы ощущений к другой. Она ассоциируется с визуальным распознаванием света и темноты, которое мы считаем частью зрительного восприятия, так как оно ассоциируется с непосредственным качеством звука, ощущениями запаха и вкуса. Прана пронизывает все поля восприятия, и, как и разум, выявляет и создает контекст для возникающих образов. Основная аксиома йоги такова: Прана и читта (ум) двигаются вместе, подобно двум рыбам, плывущим друг за другом. Подтолкните одну, и вторая последует за ней автоматически.
5-11 апреля 2019 — семинар Дмитрия Барышникова (authorized level 2) в СПб >>
В обширной категории Праны, или дыхания, содержится много подкатегорий, но есть пять основных подразделов. Первый — это прана (с маленькой буквы), которая относится зарождающемуся и распространяющемуся дыханию, и находится в сердце. Апана, место которой — тазовое дно, опускается вниз, сжимает и выталкивает субстанции из тела. Самана расположена в пупке, она равномерно распространяется и регулирует пищеварение и усвоение всего — как пищи, так и тончайшие моменты осознавания на всех уровнях восприятия. Говорят, что в пробужденном состоянии источник саманы сияет, подобно солнцу, в основании пупка. Удана находится в горле, и поднимается до середины головы и выше через макушку. Всепроникающая форма дыхания, известная как вьяна, ощущается во всем теле, и более всего через кожу.
Наиболее очевидные и подходящие для работы паттерны дыхания — это апана, контролирующая выдох, и прана, контролирующая вдох. Осознавание этих взаимодополняющих паттернов дыхания открывает дверь к прямому переживанию священной природы всех видов восприятия и ментальных паттернов. Когда мы вдыхаем, легко почувствовать характерное ощущение расширения, цветения и подъема, которые распространяются по всему телу. Ребра естественным образом расширяются, когда мы вдыхаем, сердце парит, и присутствует ощущение подъема и ясности. На пике вдоха — в паузе перед началом выдоха — возникает ощущение бесконечности, взаимосвязи, и, возможно, даже радости от раскрытия бесконечных форм. Когда мы выдыхаем, легко почувствовать заземляющие, выталкивающие, растворяющие качества апаны, по мере того как края диафрагмы автоматически спадаются, и ребра сжимаются, чтобы помочь легким уменьшиться в размере. В конце выдоха тазовое дно естественным образом приходит в тонус. Когда это происходит, ум с легкостью разворачивается внутрь, по мере того как мы испытываем глубинные ощущения, которые ассоциируются с растворением форм — что у некоторых людей может вызвать страх или панику.
Большинство из нас отдает предпочтение одной из этих фаз дыхания; некоторым нравится вдох, а некоторым выдох. Некоторые люди чересчур «пранические» — избегают ощущений, связанных с выдохом, и теряют себя в воображении, витая в облаках. Те, кто любит выдох, становятся слишком «апаническими», с косным, скучным или депрессивным взглядом на мир. Потренировавшись некоторое время, мы научаемся наслаждаться дыханием полностью, поощряя противонаправленные паттерны вдоха и выдоха поддерживать друг друга внутри тела и ума, и так мы можем ощутить их взаимозависимость.
В системе Аштанга Виньяса йоги дыхание — это основа для внутренних форм практики.
Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>