Ментальные техники в Аштанге: как это было

Аня Глинко, наш друг и преподаватель Аштанга йоги из Крыма, делится впечатлениями о прошедшем семинаре Александра Смиркина.

Ментальные техники в Аштанга йоге…? Это же одна физуха, акробатика, прыгание – как только ни пытались окрестить аштангу те, кто её не практикует, – здесь нет даже пранаямы и медитаций. О какой работе с умом и сознанием может быть речь?

Но любой, кто остался верен методу, согласится, что не виртуозные выходы в стойку на руках и нереальные прогибы удержали его в Аштанге и мотивируют каждый день вставать на коврик, а нечто большее, тонкое, внутреннее, не лежащее на поверхности всей этой физухи. Кого-то почувствовал это буквально на первом занятии, кому-то понадобились месяцы, а то и годы попыток закрутить своё тело в одни и те же странные формы, но так или иначе взаимосвязь работы тела и ума, физического и психического в практике Аштанга йоги становится настолько очевидной и завораживающей, что уже не можешь остановиться, чтобы не продолжать её исследовать дальше. И на этом этапе чаще всего начинаются проблемы, причём похлеще, чем только 254-й день капотасаны (маричиасаны д, супта курмасаны…), сопровождаемый болью в спине (колене, шее…). На поверхность всплывают далеко не всегда приятные эмоции, мысли, модели поведения и образы. Кто-то бежит от них, заодно и от Аштанги, кто-то следует проверенному на опыте других наставлению: «Практикуй – и все придёт», дожидаясь, пока все само рассосётся, а кто-то предпочитает подходить и к этому аспекту практики осознанно, даже с научным подходом. Саша Смиркин, например, пошёл учиться на психофизиолога. Именно его наработки в этой сфере, помноженные на многолетний опыт личной практики и преподавания аштанга йоги привлекли внимание к его питерскому двухдневному семинару «Ментальные техники в аштанга йоге», прошедшему под лозунгом: «Надоела физуха?»

Посмотреть все семинары Аштанга йога Шалы СПб >>

«Йога – это просто. Каждое утро вы встаете и делаете практику. Все остальное придёт автоматически», – Шарат Джойс прекрасно описал, как работает метод. Действительно, в аштанге вроде все просто: встаёшь на коврик, дышишь свободно и со звуком, выполняешь одну и ту же последовательность асан, но на самом деле столько всего происходит. Так и Саша: вроде просто говорит о работе с умом и эмоциями, но каждое его предложение наполнено таким глубоким смыслом, что после семинара остаётся больше вопросов, чем ответов на них, появляются новые противоречия, одна мысль цепляется за другую и порождает новую, как в предложенном нам ассоциативном тесте одни слова вызывают новые ассоциации и в результате остаётся единственное слово, которое и будет ключом к решению конкретной проблемы. Вопрос в том, как именно его использовать  Но это хорошая пища для размышлений, ведь ждать, когда все придёт, можно вечно, можно все же иногда напрягать мозги.

Йога ли это?

Может возникнуть вопрос, а стоит ли применять в практике аштанга йоги разные ментальные техники, тем более западные, которые не имеют к традиции никакого отношения. Здесь, мне кажется, уместно сравнение с изучением анатомии и использованием этих знаний при отстройке поз (ха-ха, опять сравнение с физухой – кажется, никуда от неё не деться, и не получится рассматривать психическую составляющую практики в отрыве от физической). Связь понимания прикладной анатомии и практики асан очевидна и не противоречит традиции, хотя ни Кришнамачарьи, ни Паттабхи Джойс в своих книгах не описывали работу каждой мышцы или сустава. И если возможность разобраться в себе и своей практике с помощью дополнительных ментальных техник вызывает противоречия, стоит последовать совету философа Рамануджи: изучать, читать, пока они не уйдут сами собой. Ну и при этом продолжать вставать на коврик 

Дезадаптация

Освоение ментальных техник началось прямо на первом майсоре, особенно у тех, кто первый раз оказался в питерской шале. Здесь практикуют только Аштанга йогу, и, видимо, правильные энергии и тапас всей местной команды способствуют хорошей практике, но по утрам обычно настолько жарко, что с непривычки дыхательная система оказывается в колоссальном шоке, и на определённом этапе перестаёшь чувствовать разные части тела. Меня так не убивает даже практика в крымскую летнюю жару и в главной шале в Майсоре (я там постоянно оказывалась на подиуме прямо на сквозняке между дверью и окном). И вот уже третий раз сталкиваюсь с тем, что первый майсор в питерской шале – настоящее испытание: тело настолько становится мягким, что в капотасане, дропбэках, чакра бандхасане совсем не ощущаю, что делают ноги, а в пинча маюрасане или карандавасане руки как ватные. Саша называет это явление дезадаптацией.

В принципе, оно во всем сопровождает Аштанга йогу: в помещении тесно, душно, влажно, постоянно соприкасаешься с разными потными частями тела соседей по коврику, кто-то слишком громко дышит, пот струится рекой, дышать нечем… В общем, все сделано для того, чтобы выбросить человека из зоны комфорта и избавить его от привычных стереотипов о йоге. В здравом уме добровольно на это никогда не подпишешься. Но постепенно адаптируешься к таким условиям, раздражение и гнев сменяются на радость от нахождения в них, ум успокаивается, усиливается концентрация. Вот и Саша заметил, что на втором майсоре энергия в зале текла мягче и спокойнее. С дезадаптацией справились!

Мантры

Работа с мантрами – наиболее очевидная ментальная техника в йоге. Действительно, слово «мантра» (मन्त्र) состоит из корня «man» (разум; мысль; думать) и суффикса «tra» (орудие; защитный). Приблизительно перевести все это можно как «орудие разума» или «защита разума».

На семинаре Саша предложил несколько вариантов работы с мантрами в практике. Вначале, произнося знакомые молитву Ганеше и две шанти мантры, все мы на несколько минут перенеслись в главную шалу в Майсоре на класс чантинга. Этому способствовало и отменное произношение санскрита у Саши. Так мы задали правильный контекст и настрой на предстоящую работу на воркшопе – что при этом происходит, лучше Ричарда Фримана, на которого Саша ни раз ссылался на семинаре, видимо, под воздействием прекрасного сайта питерской Аштанга йога шалы, мало кто может выразить словами: http://yoga-shala.ru/blog/yoga-articles/chanting/ . Самый правильный практический контекст, который может задать мантра, связан со смирением. Именно он приводит к лучшим результатам. Вспомним ещё одну цитату Шарата: «…тот, кто не хочет ничего, получает все».

Особо хочу отметить раздаточный материал с доступными пояснениями символизма мантр и их литературным переводом. Кстати, если кто ещё мало что знает об открывающей мантре Аштанга йоги, рекомендую ознакомиться с подробным исследованием Саши Смиркина о её истории, переводе и чантинге: http://www.ashtanga.moscow/p/blog-page_6.html . И ещё о чантинге «Ванде гурунам…» – наверное, вот оно, самое аутентичное исполнение: https://m.youtube.com/watch?v=gHQ6uftItik .

Произнесение мантры вызывает определённые вибрации в теле, которые влияют на вегетативную нервную систему и эмоциональное состояние. Саша не рекомендовал читать мантры непосредственно в асанах, что отвлекает от работы с дыханием. По его мнению, идеальными местами для этого в практике являются паузы после вдоха и выдоха при входе и выходе из асаны. Это не задержки дыхания, а именно естественным образом возникающие паузы, в эти моменты происходит самая важная работа в сознании, поэтому мантры могут помочь постичь более высокие цели йоги.

Как работать с мантрой в практике, мы рассмотрели на примере Сурья Намаскара. Мало того что выполняли его в уме, так ещё и после каждой виньясы повторяли строку из так называемой мантры Приветствия Солнцу из Ригведы. Настоящий взрыв мозга!

Метафоры, символизм, тексты и санскрит

Думаю, все согласятся, что порой одно образное выражение может помочь в освоении асаны больше, чем даже самая лучшая правка. «Воображение активно использовалось в традиции йоги для олицетворения идеализированных форм и качеств богов, богинь и героев, чтобы разрушить привычные шаблоны восприятия собственного тела и ощущений, необходимых при движении, нахождении и в характеристиках поз йоги. Практики олицетворения внесли вклад в эволюцию йоги, объединив тонкие и эзотерические учения в контексте повседневной реальности наличия тела. Глубокие инсайты, к которым возможно добраться благодаря воображению, помогут прийти к пониманию, как же жить на более практичном уровне, т.е. внедрить практику, традицию, линию преемственности и мифологию в «реальную» жизнь», – книга Ричарда Фримана и Мэри Тэйлор «Искусство виньясы» буквально на каждой странице пронизана метафорами для исследования тонкой анатомии. Но как же в очередной раз прав Фриман: «Хорошая метафора – редкость, как и выдающееся произведение искусства и инсайт».

Саша отсылает за их поиском к традиционным индийским писаниям, в частности, пуранам. Думаю, все запомнили символическое значение согнутой ноги во всех маричиасанах?

Но для лучшего понимания текстов все же необходим санскрит. На мое решение хотя бы немного освоить этот язык пару лет назад повлияла глава «Санскрит – священный язык йоги» из книги Грегора Маеле «Аштанга йога – средняя серия: мифология, анатомия и практика»: «…тонкое тело воспринимает санскрит и реагирует на него. Вы можете сколько угодно петь мантры на английском или любом другом языке, но они не окажут на тонкое тело никакого влияния. Используя информационно-технологическую аналогию, санскрит – язык программирования, на котором написана операционная система тонкого тела. Если вам необходимо его перепрограммировать, новые инструкции следует вводить именно на санскрите. Иначе вы будете общаться лишь со своим сознанием, что, конечно, может быть полезно, но далеко не столь действенно.»

Помимо такого мощного воздействия на тонкое тело, чтение писаний и мантр на языке оригинала приведёт к спонтанному возникновению различных ассоциаций, образов, пониманию смыслов, а также, возможно, по словам Саши, – к медитативному состоянию и пратьябхиджне, припоминанию истины.

Асаны как богослужение

В продолжении темы, чего бы ещё почитать для углубления практики, да и для поиска практических решений, Саша также советовал обратиться к тантре и писаниям традиции натхов, из которых можно многое почерпнуть для использования асаны как способа богослужения.

Под внешним богослужением он понимает в том числе создание сакрального места для практики. О внутренним богослужении опять же придётся читать тантрические писания и работы хатха йогов. Основной принцип здесь: нет ничего снаружи, чего бы не было внутри. То есть человек – своего рода Вселенная в миниатюре, все тело является проекцией материков, океанов, рек и т.п. Практикуя, мы представляем своё тело как алтарь, приносим его в жертву (несложно ей себя представить, особенно в капотасане или мостах). Но основной акт внутреннего богослужения в аштанга йоге – конечно же дыхание. С его помощью мы разжигаем внутренний сакральный огонь, Агни, а он, в свою очередь, уничтожает все загрязнения тела и ума, избавляя от самскар.

Идеомоторика

Богатое воображение пригодилось и при выполнении Приветствия Солнцу… в уме. Удивительно, что в теле возникают все те же ощущения, как и при реальном движении. Такая работа с воображением, когда выполняемое действие сначала помещаем в сознание, т.е. отчётливо представляем, как вращаем бедро, делаем прогиб и т.п., а потом в тело, называется идеомоторикой.

На своём опыте могу подтвердить, что эта техника отлично работает. Когда поняла, что мои руки слишком короткие, чтобы сделать захват даже в маричиасане А, а прогиб отсутствует вообще, оставалось надеяться только на воображение  Помню, как отчётливо видела себя в этих асанах, причём образы были настолько яркими, что действительно ощущала себя в них. Прошло не так много времени – и вуаля, все пришло

И как же без примера с капотасаной. В первый раз, когда я её попробовала сделать, меня в неё запихали, причём очень удачно. До этого мне никогда не было так комфортно в прогибе. Правда, потом отношения с капотасаной из-за травмы и слишком активной деятельности ума больше года были довольно тяжёлыми, но даже спустя три года я отчётливо помню не только место в зале на майсор-классе и то, что на мне было одето в тот день, но и все мельчайшие ощущения в теле при входе, нахождении и выходе из этой асаны. И этот образ удачной капотасаны не раз спасал меня в сложные дни практики.

Но воображение может сыграть злую шутку. Если выполнение асаны сопровождалось болью и страхом, то её мысленное представление вполне может привести к их реальному ощущению. Не хватало ещё боли от виртуальной практики асан!

По работе с воображаемыми движениями есть одно замечание в конце этого видео (https://m.youtube.com/watch?v=n39V9cJivL0), к которому я делала субтитры: движение должно быть освоено, чтобы мысленное представление на самом деле усовершенствовало его. То есть если человек никогда не делал Приветствия Солнцу, то вряд ли у него вообще получится отчётливо представить себя выполняющим его, а значит, достичь мастерства только благодаря воображению.

Дришти

Дришти из всей тристханы обычно меньше всего уделяют внимания. Но не семинаре по ментальным техникам! Основной посыл, который Саше удалось донести до всех присутствующих: у движения нет дришти, они привязаны к асанам, это некая фиксация сознания, и надо понимать, когда эту фиксацию достигать, дришти фиксируются всегда в конце в промежуточных положениях, а не в виньясах.

Помимо улучшения отстройки и концентрации, основное назначение дришти – «наведение транса». Хотя в аштанге для этого все средства хороши!. Саша поделился способом улучшить добросовестность удержания дришти. Большинство из них – это точки структуры нашего тонкого тела, точки адхары. Пропуская энергию через них, можно раскрыть определённые области сознания. Например, если смотреть на большие пальцы ног (падангуштха адхара), согласно философии хатха йоги, можно испытать сияющее сознание. И ещё занимательный факт: согласно тантре, вдоль наших ног расположены адские миры, и благодаря медитации – фиксации взгляда на большом пальце стопы, просят их покровительницу подняться из них. Осталось попробовать на практике или искать преподавателей, которые одержимы работой стоп (они что-то знают про адские миры ).

Эмоции

Саша не призывает бороться с эмоциями, проявлением шести ядов, особенно в начале пути. Это прекрасные мотиваторы, помогающие поддерживать энтузиазм. Но если все же при освоении асаны мы не достигаем желаемого результата, начинает проявляться множество негативных эмоций. Не буду сейчас описывать все особенности формулы Симонова, но совет Саши насчёт того, как работать с эмоциями, просто потрясающий – поменять потребность!

В своём обзоре я осветила далеко не все темы, о которых Саша говорил на семинаре. Вообще, его можно слушать бесконечно! А потом ещё долго обдумывать и переваривать полученную информацию, так что работы хватит на годы вперёд. Все предложенные ментальные техники не так-то просто сразу внедрить в практику, но они, несомненно, помогут разобраться в себе и, быть может, отыскать ключи к решению проблем, возникающих в практике и жизни.

А как быть с физухой? Неужели она всем так надоела? Да ладно, на майсорах у Саши очень спокойная и приятная атмосфера, профессионализма в их ведении ему не занимать. А для меня, по большей части практикующий самостоятельно, глотком свежего воздуха является каждый майсор под руководством опытного преподавателя, а не только столь необычная тематика семинара. Саша отличается очень мягкой, но точной и эффективной правкой. Помню, на семинаре Петри даже не отличала, кто из них меня правит. Да и без полезных рекомендаций, как улучшить практику асан, думаю никто не остался. Не только же копаться в уме, придётся продолжать крутить виньясы, если уж мы выбрали такой психо-физический вид практики.

У меня не хватит никаких слов, чтобы выразить благодарность Саше Смиркину за полученные знания, непринужденную и веселую атмосферу на семинаре, жаркие майсоры. Спасибо за все исследования и публикации, которые отражают твою преданность традиции, гуру, веру в метод и проливают нам свет на многие аспекты аштанга йоги. Не свернуть с выбранного пути помогает общение с теми людьми, по которым видно, что духовный рост благодаря этой практике вполне возможен. Думаю, что со мной согласятся даже неаштангисты: Саша – один из них.

И, конечно, огромное спасибо Ане Гурьевой и всей дружной семье Аштанга йога шалы СПб за безупречную организацию мероприятия, возможность практиковать с лучшими учителями метода и просто находиться в таком замечательном пространстве! Питерская шала для меня уже стала вторым домом 

А еще очень рада была встрече со многими друзьями из декабрьской майсорской русско-украинской тусовки. И так совпало, что ещё одна ее половина в эти дни была на другом семинаре по аштанга йоге в Турции. Но у нас в Питере еда и погода (мы старались с Юлией Остаповой захватить волгоградские +34 градуса) были не хуже турецких 

Здорово, что после каждого семинара появляется все больше новых реальных, а не виртуальных друзей. Благо, возможностей и мест для встреч у нас предостаточно! Жаль, что не успела со всеми попрощаться, так как в этот раз я не ехала, а действительно летела в аэропорт.