О майсор-классе и аштангистах
О том, что такое майсор-класс, чем он отличается от обычных уроков йоги, и почему майсор — это здорово.
«Истинный путь идет по канату, натянутому не на высоте, а над самой землей. Кажется, он предназначен не для того, чтобы на него вступали, а для того, чтобы об него спотыкались» (Ф.К.)
Уже давно я хотела посвятить статью майсор-классу, традиционному стилю преподавания Аштанга-йоги. Несколько раз бралась за нее и откладывала. По разным причинам. Одна из них – у меня неизменно получался очень эмоциональный текст, пронизанный любовью к Аштанга-йоге. Мне же хотелось чего-то более объективного и нейтрального. Но не получилось. И я подумала – почему бы и нет? Пусть в какой-то мере этот пост станет моим признанием в любви :)
Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>
Итак, майсор-класс. Как показывает практика, не так много людей знает, что это такое, да и в Петербурге найдется всего лишь пара мест, где можно посетить подобное занятие. Наиболее знакомым форматом йога-класса является так называемый «лед-класс», который проходит полностью под руководством преподавателя, и все студенты под заданным им темп одновременно выполняют одинаковые асаны. Мне понравилась одна цитата, на мой взгляд как нельзя лучше описывающая лед-классы (которые я сама, к слову, не очень люблю): «Лед-класс чем-то напоминает путешествие на непрерывно движущемся поезде, где позы удерживаются лишь относительно короткое время, прежде чем поезд начнет отбывать от станции на пути к следующей позе. По существу многие студенты могут чувствовать себя так, будто они борются за то, чтобы не отставать от поезда, тогда как другим может казаться, что поезд движется слишком медленно!» (источник >>).
Преподавание в майсор-стиле существует только в традиции Аштанга-йоги. Во время майсора каждый самостоятельно выполняет уже выученную и освоенную последовательность асан, независимо от того, что происходит на соседних ковриках, в ритме своего дыхания и физических возможностей (на всякий случай напомню, что в Аштанга-йоге существует шесть фиксированных последовательностей поз, которые осваиваются постепенно в строго заданном порядке; практикующий может выполнять всю серию или же ее часть). Последовательность необходимо запомнить, подсказками пользоваться не разрешается – и это постепенно делает практику очень индивидуальной, своей собственной, позволяет не зависеть от преподавателя и заниматься в любом месте, в какой бы точке мира вы ни оказались.
Задача преподавателя на майсоре – направлять, подсказывать, отстраивать асаны, помогать разбираться со сложными моментами и избегать ошибок, показывать новые позы (если он решает, что студент к этому готов), подбадривать и даже вдохновлять. При этом вам не нужно концентрироваться на преподавателе (как на лед-классе), всё свое внимание вы направляете внутрь себя, самостоятельно выбирая темп практики и ее продолжительность. Фактически, происходит процесс самообучения. На лед-классе студент подстраивается под практику. На майсоре – практика под студента. На лед-классе преподаватель работает с группой. На майсор-классе – с каждым отдельным практикующим. То есть майсор-класс можно назвать индивидуальным занятием при поддержке энергии группы. Мало того, если вы раз за разом занимается в окружении одних и тех же людей, между вами постепенно устанавливается связь, очень часто возникает дружба (и не только ;) ), совместное времяпрепровождение, поездки, планы… И за этим невероятно интересно и приятно наблюдать!
Говорят, что о степени глубины практики можно судить по своим отношениям с окружающим миром и людьми. Так вот ни в одном другом йога-сообществе я не наблюдала таких крепких, теплых, доверительных отношений, которые возникают среди тех, кто занимается Аштангой. Это действительно сильная практика, увлекающая за собой и объединяющая людей. Любопытно, но я регулярно сталкиваюсь с мнением, что аштангисты — очень надменные и закрытые. Да что уж говорить – я и сама довольно долгое время так считала после того, как в самом начале пути столкнулась с, мягко говоря, не очень приятными представителями. А ведь правда в том, что мне просто не повезло. Надменность, гордыня и чрезмерное самолюбование, к сожалению, встречаются где угодно. Допускаю, что Аштанга-йога может в большей степени, чем другие традиции, провоцировать их появление. Ведь, как я уже сказала, это очень мощная практика, оказывающая сильнейшее воздействие на личность. Это серьезное испытание, обнажающее как все лучшие, так и худшие черты характера. Но здесь уже сам человек выбирает, в какую сторону ему идти. Это как одна любимая мной притча:
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Кстати, многим, кто еще не успел побывать на майсор-классе, подобный формат кажется очень странным, зачастую они пожимают плечами и не могут понять, зачем приходить в студию ряди самостоятельной практики, ведь самостоятельно можно позаниматься и дома. И уже не раз я наблюдала, как меняется мнение человека после посещения майсора. Первая реакция – удивление, граничащее с возмущением, и недоуменный вопрос при входе в зал: «А что, уже начали??!!». Недоверие, когда снова начинаешь объяснять, что, как и почему происходит. Страх, когда, показав первые асаны, оставляешь человека наедине с практикой. Задумчивость и нерешительность по ходу занятия. И несколько удивленная благодарность к его окончанию, комментарии, вроде «как интересно и необычно», «я никогда раньше так глубоко не погружалась/погружался в практику», «у меня возникло ощущение некоторой осознанности моего тела и движений», «самостоятельная работа заставила меня о многом задуматься» и т.п. Конечно же, так происходит далеко не всегда. Бывает, сходив на один урок, человек больше никогда не возвращается. На вкус и цвет, как говориться :)
А еще порой приходят люди, уже знакомые с Аштангой, но ранее посещавшие только лед-классы. Выясняется, что они просто боялись идти на майсор, поскольку, к примеру, не представляли, как это – всё делать самостоятельно. А попробовав, даже начинали жалеть, что не решились прийти раньше. Среди них мне встречались и те, кто старался пронести в зал распечатки с последовательностью асан и страшно обижался, когда я их забирала. Кто-то из них больше никогда не появлялся, а кто-то вдруг понимал, что по памяти практика получается глубже и более осознанной. Ведь в таком случае ты можешь положиться только на себя. И в этом, думаю, заключается одно из испытаний майсора. Да, мне кажется, что во многом майсор-класс – это испытание. Причем как для студента, так и для преподавателя. Первому он дает возможность договориться с собой и с практикой; возможность понять свои слабые места и углубить работу над ними; майсор учит никуда не торопиться и слушать себя, находить внутреннее равновесие и покой, не убегать от трудностей, а принимать и анализировать их. Второго он учит внимательности и терпению, умению правильно распределять внимание и расставлять приоритеты, вовремя останавливать студента или же подталкивать его дальше; учит понимать, что нет единого для всех стандарта выполнения одной и той же асаны – у каждого свой потенциал, ограниченный строением тела, степенью гибкости, наличием травм и т.д. И настоящим искусством для учителя является умение разглядеть возможности каждого студента. Казалось бы, что такого – вести майсор-класс. Ходишь, да по мере надобности правишь и подсказываешь. Не тут-то было! Это действительно сложно и требует огромного внимания, концентрации и терпения.
Майсор является испытанием и в следующем моменте – как я уже упоминала, асаны выдаются постепенно. Рано или поздно студент «застревает» на какой-то из них, его не пускают дальше. И здесь преподавателю важно уметь повести себя так, чтобы у практикующего не возникло ощущения, будто его чего-то лишают. А студенту необходимо спокойно принять ограничение и продолжать практиковать с легким сердцем, уделяя пристальное внимание тому, что пока не получается, и углубляя работу над тем, что уже известно.
Вообще я уже не раз писала о том, что Аштанга не терпит спешки – когда тело будет готово, оно само пустит дальше. В противном случае легко можно получить травму. А еще говорят, что настоящая работа, причем в первую очередь над собой, начинается именно тогда, когда тебя что-то (или кто-то) останавливает на полпути. Поначалу можно испытывать разные эмоции – злость, досаду, недовольство… Я и сама столкнулась с этим. В какой-то момент я вдруг лишилась сразу очень многих асан после того, как получила травму колена, занимаясь кайт-серфингом. Скажу честно – мне до сих пор психологически сложно смириться с тем, что тело отказывается делать то, что делало раньше, что восстановление идет долго и тяжело. И не всегда успешно. И в такой момент очень важно, чтобы рядом оказались люди, готовые снова и снова напомнить о том, что суть йоги – не в количестве освоенных поз и не в способности делать стойку на руках. Она – в постоянной работе над собой и движении вперед, несмотря ни на что. Более того я уверена, не будь на пути препятствий, практика не обрела бы настоящей глубины и продуманности.
Кстати, я сама долгое время побаивалась идти на майсор-класс. Мне почему-то казалось, что окружающие будут смотреть и судить мою практику. Пусть и звучит глупо, но для меня это было сравнимо с прилюдным обнажением. Помню, как неуверенно чувствовала себя на своем первом занятии, теряла концентрацию, ошибалась, движения вдруг становились неуклюжими и неуверенными. Но очень быстро вдруг осознала, что майсор – это здорово! Нет, я по-прежнему больше люблю домашнюю практику :) И по прежнему считаю, что ее наличие – очень и очень важно. Но не могу не признать, что у майсора есть свои серьезные преимущества. Когда занимаешься дома один, чаще даешь себе поблажки, иногда даже позволяешь себе пропустить какую-то сложную или не особенно любимую асану. Но во время майсор-класса этого не происходит. Наверное, не смогу назвать все причины. Для каждого они – свои. Одна из них- энергия занимающихся рядом с тобой людей. Другая – наблюдающий за тобой преподаватель. В общем, я сама до конца не разобралась. Просто на майсоре практиковать легче и зачастую эффективнее, чем дома. И этому очень способствует постепенно возникающее и растущее доверие к учителю, а также его вера в тебя. Тебе кажется, что вот это ты точно никогда не сделаешь, но преподаватель убеждает тебя в обратном. И ты ему веришь. И всё вдруг получается! Сложно посмотреть на себя со стороны. А преподаватель, раз за разом наблюдающий за тобой на коврике в одних и тех же асанах, видит то, что не замечаешь ты сам. И направляет тебя в нужную сторону.
Вообще доверие – это отдельная тема. Мне кажется, по мере практики оно развивается как минимум в трех направлениях – уже упомянутое мной доверие к учителю, доверие к собственному телу и доверие к выбранной традиции. Начав заниматься, остро ощущаешь границы своего тела. Но со временем вдруг понимаешь, насколько безграничны его возможности! А установив с ним доверительные отношения, по-другому выстраиваешь и отношения с практикой. Для меня в какой-то момент она как будто стала чем-то одушевленным. Мне сложно описать это ощущение – вначале словно сопротивляешься тому, что предлагает тебе традиция, остро реагируешь на остановки и ограничения. Но действительно доверившись ей, чувствуешь тепло, спокойствие и умиротворение и просто наслаждаешься процессом, позволяешь увлечь себя и каждый новый шаг воспринимаешь как некий дар… Если честно, я просто теряюсь :) – не получается подобрать нужные слова, которые в полной мере смогли бы описать мои ощущения…
Я бесконечно долго могу говорить об Аштанге-йоге и о майсор-классе. Эта тема для меня — неисчерпаема. Поэтому просто скажу – попробуйте сами, потому что какими бы красочными ни были описания, они никогда не смогут отразить всё то, что дает почувствовать практика Аштанги на майсор-классе.
Автор: Надежда Третьякова