Тай Ландрум «Мудрость движения»
Хатха-йога основана на идее о том, что ум и дыхание, читта и прана, движутся вместе как две птицы в стае. Одна следует за другой в том же направлении и с той же скоростью. Когда дыхание напряженное, затрудненное и поверхностное, то и ум обретает те же качества. Когда дыхание открытое, легкое и глубокое, то и ум естественным образом оказывается в состояние открытости и покоя.
Именно поэтому в техниках Хатха-йоги большое внимание уделяется свободе дыхания. Они побуждают дыхание двигаться без преград по всему телу, позволяя ему обрести свою естественную полноту. По мере того, как дыхание расширяется, оно растворяет привычные ментальные шаблоны, открывая внутренний космос ума. Тогда ум превращается в храм — открытое пространство для созерцания реальности.
Хатха-йога — это искусство создания и поддержания этого пространства посредством работы с дыханием. В этой практике дыхание используется для того, чтобы создать некий просвет или паузу между непрерывными потоками мыслей, что способствует возникновению медитативных состояний. В этом пространстве мысли и чувства могут меняться и исчезать, не втягивая нас в свои истории.
8-15 ноября 2019 интенсив с Таем Ландрумом в Петербурге >>
Метод Аштанга Виньясы — один из самых выдающихся методов Хатха-йоги, проявившихся в двадцатом веке. В Аштанга Виньясе практики Хатха-йоги — асана (поза), пранаяма (развёртывание дыхания) и мудра (внутреннее движение или положение тела) — с высокой точностью объединены в искусный ритуал движений и форм. Этот ритуал, напоминающий священный танец, очаровывает дыхание, завлекая его в открытое и ритмичное движение по всему телу. Тело становится чувствительным духовым инструментом, играющим гармоничные мелодии по нотам ощущений.
Практика Аштанга Виньясы — это неразрывная последовательность действий от начала до конца. Каждый вдох, движение и поза имеют своё уникальное место в ритуале. Когда эти элементы выстроены в непрерывный поток, отвлекающие шаблоны мышления начинают растворяться. Поток внутреннего дыхания становится направленным и чистым, и ум сразу следует за ним.
Созерцательная природа Аштанги трудноуловима. Ум никогда не прекращает попытки заявить о себе. Переживая восторг открытого пространства, ум сразу же заглушает этот опыт разными концепциями. Он создает идеи о том, на что похоже это переживание и как воспроизвести его снова. Когда эти идеи приобретают слишком широкий размах, практика может утратить силу.
Находясь под воздействием этих идей, мы можем замедлиться в поиске ускользающего ощущения паузы или пространства. Однако пока мы ищем его, дыхание не может быть открытым и свободным. Оно затруднено нашими ментальными проекциями. И вот мы снова попались на одну из самых блестящих уловок ума.
Ум может обрести прибежище только в практике, которую он научился контролировать. Так что он будет предлагать нам тысячи причин, чтобы замедляться, анализировать свой опыт, формировать теории о теле и рассказывать истории о том, что вообще происходит. Ум хочет, чтобы мы практиковали под постоянным надзором мысли, что позволяет ему сохранять контроль.
Чтобы практиковать Аштангу во всей ее полноте, мы должны осознавать эти уловки, и выныривать из этих течений до того как они нас поглотят. Когда ум находит причину сбиться с ритма или пропустить часть последовательности, обычно это и есть защитная уловка, препятствующая возникновению пространства. Эти хитрости овеществляют опыт практики йоги, позволяя уму чувствовать себя в безопасности. Однако разрушение привычки такого овеществления составляет важную часть практики.
Аштанга Виньяса предлагает нам быть открытыми тому, что происходит в настоящем, а вовсе не становиться теми, кем мы не являемся. Сила практики зависит от непрерывного отпускания мыслей и ощущений. Для того, чтобы практика работала, мы должны приостановить размышления о том, к чему она должна привести и чего мы должны достичь. Нужно быть готовыми каждый раз открывать практику заново.
Метод Аштанга Виньясы заключается в том, чтобы следовать внутреннему движению дыхания, невзирая на сопротивление ума, непрерывно создающего свои истории. Лишь отпуская их, мы можем испытать открытое пространство и восторг практики йоги.
Перевод: Руслан Хуснуллин.
Редакция: Юлия Вашталова, Анна Гурьева.