Шауча: чистота снаружи и внутри

В эфире – передача «От ямы – к нияме!»

Сегодня отличный день, чтобы приступить к разбору ниям. 

Если яма говорит, как нам вести себя с другими, то нияма – что нам нужно делать с самим собой. А поскольку наше отношение к себе во многом определяет наше отношение к другим, то именно нияма – самая основа йоги.

Первый принцип ниямы —  шауча  (с санскрита переводится как «чистота» и «ясность»).

«Обретя чистоту, захочешь защитить свое тело и не станешь делать того, что для него вредно», — сказано в «Йога-сутрах». А их легендарный толкователь Вьяса пояснял, что шауча означает также освобождение от ментальных нечистот.

В классической йоге выделяют два вида очищения  – внешнее (бахир шауча, или обычная чистоплотность) и внутреннее (антар шауча, или чистота ума).

Шри К. Паттабхи Джойс в «Йога-мале» объясняет их суть. Так, внешнее очищение «включает в себя мытье наружных частей тела красной глиной и водой» (возьмем на себя риск предположить, что красную глину можно заменить мылом, гелем для душа и шампунем). А внутреннее очищение, пишет Паттабхи Джойс, означает видеть в каждом создании друга и отражение Бога.

Как поясняет Свами Сатьянанда Сарасвати, когда ум очищен или когда практикуется ментальная чистота, вы получаете возможность проявлять жизнерадостность, концентрироваться, контролировать чувства и, благодаря ментальной незагрязненности, обретается способность видения самости.

Практика йоги уникальна тем, что приносит и внешнее очищение, и внутреннее. Наши любимые асаны (и нелюбимые тоже) очищают тело от токсинов и нервную систему за счет циркуляции крови (на грубом уровне) и праны (на тонком уровне). А значит, Маричьясану D, как ни крути,  надо выполнять чисто о_О 

Об этом хорошо пишет Б.К.С. Айенгар в своей книге «Дерево йоги»: «Предположим, выполняя позу, вы правильно прогнулись в правой части тела. Это значит, что вы оживили и очистили эту сторону. Но если левая часть приняла неверное положение, не гармонирующее с правой стороной, она не очистится. Если вы не очистили левую часть, как можно достичь шаучи? Когда обе части изгибаются гармонично, они надлежащим образом освежаются и очищаются притоком крови, приносящей с собой биологическую энергию — прану».

Соблюдать шаучу – значит стремиться соблюдать и внешнюю, и внутреннюю ее части. Об этом говорят хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс (в книге «Ашатнга йога ануштхана») и Шри Тирумалай  Кришнамачарья (в книге «Йога-асаны»).

«Чистота в еде, удовольствиях, развлечениях, омовении, в теле и уме, а также чистота других видов внешней и внутренней деятельности, — все это считают чистотой», —  пишет Шри Т. Кришнамачарья.

Еще один великий мастер йоги – Шри Ауробиндо — сравнивает следование принципу внутренней чистоты с прополкой сорняков.  «Если человек на протяжении многих жизней мирился с сорняками, не делая никаких серьезных попыток их выполоть и очистить себя, он не сможет обрести чистоту и покой едва лишь пожелав того или приложив кое-какие усилия», — пишет он в книге «Йогическая садхана». Сорняки – это гнев, зависть, осуждение и т.д.

С чего начать? С хороших мыслей, советует Шарат Джойс. «Хорошие, позитивные мысли сохраняют чистоту ума, — говорит Шарат джи. — Подобно тому, как сохранение в чистоте окружающей среды и внешнего вида — одежды, тела, вещей и всего, что нас окружает — сделает наше восприятие чистым и ясным».

Текст: Александра Белуза.

Статьи о принципах ямы