Текст конференции Шарата Джойса в Майсоре, 07.11.2015
Наша Шала продолжает расти и укореняться в Петербурге, и мы очень этому рады. В ноябре из Шалы в Майсор, в KPJAYI (Институт Йоги Паттабхи Джойса), отправился питерский Аштанга-десант.
Каждую неделю Шарат Джойс проводит конференции, где рассказывает о практике йоги и отвечает на вопросы студентов. Первую конференцию этого сезона записал и перевел студент Шалы, Саша Шевченко.
Это первая конференция в сезоне 2015\2016
Конференция
Почему мы занимаемся аштанга йогой? Аштанга означает 8 ступеней. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи — 8 ступеней йоги. Почему нам следует практиковать их? Чтобы избавиться от всех загрязнений в теле и в уме. Состояние ума тоже очень важно. Практикуя йогу, в особенности аштанга-йогу, вы очищаете своё тело, нервную систему и ум. Вместе с практикой также будет расти уровень ваших духовных знаний. Сейчас ум постоянно отвлекается на множество разных вещей. Кто-то занимает Ваше место, вы начинаете сердиться. Кто-то пытается с вами заговорить, а вы специально будто бы не реагируете.
Поэтому фундаментальные элементы йоги также стоит постоянно практиковать, не только одни асаны. В чём же основа йоги? Быть хорошим человеком. Яма: ахимса, сатья, астея, брахмачарья. Всегда очень важно следовать данным принципам. Основа йоги не зависит от того, как много асан вы можете выполнять, бессмысленно привязываться к асанам.
Вы не можете сказать: «Я хочу только асаны!» Принося своё тело на коврик и выполняя асаны, но не следуя принципам ямы и ниямы, Вы не практикуете йогу. Тогда вы просто делаете физические упражнения, сродни тому как ходить в спортзал и тягать тяжести либо заниматься аэробикой. Целостная практика йоги начинается, когда мы вносим её ключевые принципы, ямы и ниямы, в свою жизнь и укореняем их внутри себя. Таким образом, нам следует работать и двигаться в данном направлении.
Как только мы начинаем следовать фундаментальным принципам, загрязнения в уме постепенно очищаются. Вместе с чистым умом вы приобретаете большую ясность в жизни. Независимо от того, сколько лет вы практикуете асаны. Я встречал людей, которые занимаются асанами 30 лет, но не понимают ключевых принципов. Не понимая их, вы не сможете полноценно продвигаться в своей практике. Постепенно духовное знание станет расти внутри вас.
Выполняя асаны, вы должны уделять больше внимания ямам и ниямам. Традиция аштанга-йоги включает в себя 8 ступеней. Первые четыре ступени: яма, нияма, асана, пранаяма — внешние практики, являющиеся основой, которой мы должны следовать. Без данного фундамента невозможно перейти на следующие, духовные уровни. От практики ум успокаивается и становится стабильным. В противном случае вам хочется пойти и с кем-то поспорить или подраться, даже с партнёром или другом. Вы видите много таких людей с напряжёнными лицами на улицах. Цель практики — развить ясность внутри нас.
Аштанга — это не только стойки на руках и прогибы. Многие люди говорят: «О, Аштанга не для меня!» Когда я путешествую, то много общаюсь с людьми, и они спрашивают: «Кто вы?» Отвечаю: йога-мастер. Хотя иногда говорю, что я фотограф дикой природы.
Многие люди уже знакомы с Аштанга йогой. И как только заходит разговор, всплывает:
— Вы занимаетесь йогой?
— Да, я мастер Аштанга йоги. А вы занимаетесь йогой?
— О да, только не Аштангой, потому что она слишком тяжёлая.
— Почему же она сложная?
— Так много наклонов и прогибов.
Но все эти асаны не являются невозможными. Поэтому мой вывод таков: те люди просто до конца не знают, что из себя представляет Аштанга йога. Аштанга включает 8 ступеней, так что если вы следуете принципам ямы и ниямы, вы уже немного практикуете Аштангу, внутри себя. В Индии нас учат этому с детства. В каждом доме есть место для пуджи. Даже в самом маленьком доме есть место, где стоит статуя божества, горит свеча или дымятся благовония. С юных лет людям прививают духовность. Скажем так, в Индии 75% населения практикует йогу. Далеко не каждый из них практикует асаны, но они все практикуют йогу.
Теперь можете задавать вопросы.
Вы сказали, что так много людей в Индии практикует йогу, но лишь малая часть из них выполняет асаны.
Раньше, много лет назад, люди в Индии думали, что йога только для садху и саньясинов. Кришнамачарья всё изменил. Он учил йоге своих детей и свою жену. А позднее мой дед и другие ученики Кришнамачарьи начали учить йоге абсолютно всех. Если бы Вы приехали в Индию 100 лет назад, то не встретили бы женщин, которые бы практиковали йогу, выполняли бы так много физических упражнений. С годами многое поменялось, людям стали открыты знания о йоге, что йога может излечить разные болезни, сделать сильнее.
Как я уже говорил, в Индии совершенно другой подход, чем на Западе. У нас важно найти своего Гуру, и Гуру передаст вам свои знания. На Западе люди начинают соревноваться со своим Гуру. Всё превращается в соревнование, люди несутся вперёд. В Индии же, напротив, все спокойны, следуют ключевым принципам. Вы можете заметить, как на улице люди идут совершенно спокойно и никуда не торопятся.
Вы сказали, что встречали людей, что практиковали очень много лет асаны, но не следовали принципам ямы и ниямы. Как Вы думаете, может ли практика ямы и ниямы в итоге стать результатом выполнения асан?
Вам стоит развивать фундаментальные принципы внутри себя, придавать им гораздо больше внимания во время практики асан, тогда практика станет более целостной. И она изменит вас изнутри. Все приходят в йогу из-за асан, они выглядят привлекательно. Многих людей манят асаны, и они хотят их выполнять. Но позднее, когда вы углубляетесь внутрь практики йоги… зависит ещё от цели, зачем Вы занимаетесь. Для разнообразия в физических упражнениях или развить гибкость, выглядеть стройнее, похудеть — возможные цели практики асан, но в таком случае ваш ум ограничен. Мы должны практиковать асаны, чтобы помочь себе обращать больше внимания на яму и нияму. Определённо практика вас изменит, она должна приносить перемены. Иначе, значит, у вас какие-то проблемы. Так что у тех людей, кто практикует одни асаны 20-30 лет, тоже есть проблемы.
Асаны непременно вас меняют, потому что также меняется тип дыхания. Поэтому так важно соблюдать виньясу в практике. Это высшие уровни йоги, я бы так сказал. Очень большое внимание уделяется дыханию во время практики асан, процесс дыхания чрезмерно важен и позволяет контролировать ум. Многие учителя дают своим ученикам дыхательные практики, но обходят стороной те процессы, что происходят в уме.
Понаблюдайте за своим дыханием, вдохами и выдохами в разных ситуациях. Что происходит? Когда Вы очень разозлились на кого-нибудь, дыхание очень быстрое. Когда Вы грустите или даже плачете, дыхания нет. Рассердились или обиделись — дыхания снова нет. Дерётесь с кем-то — дыхания нет. Тип дыхания меняется.
Важно применять такой метод, что будет успокаивать вас и ваш ум. Поэтому в ежедневной практике и жизни старайтесь ещё больше концентрироваться на том, как Вы дышите, и контролировать вдохи и выдохи. Разозлились Вы или расстроены, всегда проверяйте, что творится с дыханием. Как только Вы спокойны и спокоен Ваш ум, Вы сможете созерцать множество вещей.
Должны ли мы строго придерживаться 8 ступеней и достичь высокого уровня мастерства в асанах, прежде чем приступать к пранаяме?
Всё должно происходить постепенно, шаг за шагом. Яму и нияму вы практикуете во время выполнения асан. Пранаям очень много, более 10000. Пранаяма означает передвижение праны, чем Вы и занимаетесь во время асан, на вдохе и выдохе. Например, выполнение кумбхаки-пранаямы не рекомендуется до тех пор, пока Вы не освоили на высоком уровне асаны. Только тогда можно приступать к пранаяме с задержками, кумбхаками. Шаг за шагом… нервная система должна быть готова, тело и ум должны быть стабильны. Если какой-либо из элементов отсутствует, а вас учат кумбхаке-пранаяме, вы можете сойти с ума. Всё должно изучаться постепенно, ступень за ступенью. Асаны вас стабилизируют: тело, а затем и ум. Чтобы заниматься пранаямой, надо сидеть в падмасане полчаса. (Шарат обращается к задавшему вопрос) Вы можете полчаса усидеть в лотосе?
Пранаяма может излечить множество недугов, но если Вы выполняете её неправильно или не готовы, можно приобрести другие недуги.
Я был недавно в Ришикеше и видел огромный рекламный плакат одной школы со списком из дисциплин, чему они учат. Яма, нияма, асана и т.д. За 15 дней Вас доведут до самадхи, но надо заплатить 5000$. Это возможно? Вам стоит развиваться и следовать шаг за шагом, от основы, от фундаментальных принципов.
Сейчас мы практикуем много асан и успокаиваем наш ум. Но с годами выполнять асаны становится тяжелее, приходится отказываться от части физических практик и по чуть-чуть поворачиваться к духовным практикам, так как тело разваливается.
В один день придётся оставить физические упражнения позади, так что стоит быть готовым к этому моменту. И настраивать себя, работать в данном направлении. Тогда на финальных стадиях Вашей жизни будет намного проще. Хоть Вы этого и не хотите. Когда Вы умрёте, то сможете забрать с собой свой айфон? Нет, его придётся оставить, так и с телом, всё придётся оставить. Тело дано нам, чтобы усвоить уроки кармы, заработать хорошую карму. Карма — это действие. В индийской философии действие приводит к последствиям. Как только мы начинаем совершать благие деяния, накапливать положительную карму, то избавляемся от всяческих заблуждений. Наши тело и ум чисты, на них ничего не влияет.
Отмечу внутреннюю вайрагью (непривязанность). У меня есть айфон и я могу разговаривать со своей женой, детьми и друзьями. Это удобно, но если бы айфона не было, тоже всё было бы хорошо. Я к нему не привязан. Но я оставил себе кофе. Я привязан к кофе. Без кофе я бы не мог Вас обучать.
Медленно, но посредством духовной практики развиваются ясность и счастье внутри Вас. Другие могут говорить, что это всё необязательно. Необходимо взращивать знания и счастье внутри себя.
Когда Гуруджи был уже при смерти, он вёл себя тихо, никогда не паниковал. Мы навещали его в больнице, и рядом другие больные плакали, только Гуруджи не плакал. Те 5 человек умерли после Гуруджи. Если вы больны, за вами нужен уход, Вам нужно лекарство. Гуру может принести это лекарство, но принять его вы должны сами.
С тех пор, как я родила ребёнка, в моей практике йоги произошёл спад. У меня меньше мотивации заниматься йогой. Могли бы Вы дать какие-либо инструкции для тех, у кого появились дети?
Вы сделали свой выбор: семья и дети. Поэтому не стоит привязывать это к йоге. Вы захотели семью, другие предпочитают жить одни без семьи. В любом случае будут проблемы. Если Вы замужем/женаты — одни проблемы, если нет — другие проблемы. Я видел и то, и другое. Одни не женятся в 30 лет, несмотря на то что встречают хорошую девушку, затем 40-45 лет и всё ещё не время для брака и семьи. Они говорят, что ещё не поздно, пока не встретили действительно своего человека. Живут 3-4 года с одним, потом расстаются. В Индии всё абсолютно по-другому. Вы сразу знакомитесь с семьей, смотрите, чем они живут, чем занимаются. Один мой друг долго не женился, а когда Вы становитесь старше и старше, Вам важна семейная поддержка. А у него не было детей, никого. И тогда он осознал, что нужно жениться. А когда женился, то сказал, что семья — это тоже большой труд. Я женат, у меня двое детей, но всё равно встаю в 12.30 ночи, чтобы сделать свою практику. Если Вы хотите практиковать, Вы сможете практиковать. И не стоит ссылаться на детей, так как йога только укрепляет Вашу личную жизнь. Вы становитесь более сфокусированными на своей семье и лучше заботитесь о ней.
Вы всегда можете найти время для практики йоги, есть ли у вас семья или вы работаете в крупной корпорации. Сейчас у людей всегда есть время, чтобы сплетничать на Фейсбуке. Они пишут сотни сообщений постоянно, что не является необходимостью. У них есть время на Фейсбук, но нет времени на практику йоги. Есть время жаловаться на других, но про себя они забывают. Как только вы достигнете гармонии с самим собой, весь остальной мир тоже станет гармоничным. Если не работать в данном направлении, то вся жизнь превращается в череду невзгод. Если вы себя не отстроите, вас будут окружать невзгоды. Потому что всё внимание обращено наружу: что происходит снаружи. Тогда как стоит обратиться к своему внутреннему «Я», разглядеть и решать проблемы внутри себя. Будь вы одни или у вас есть семья.
Думаете ли Вы, что стоит знакомить с йогой гораздо больше людей и с раннего возраста?
Я, на самом деле, встречался с людьми, которые этим сейчас занимаются. Наше правительство работает в данном направлении. Наш премьер-министр занимается йогой, и от него исходит инициатива. Первый премьер-министр, который практикует йогу и хочет вдохновить других практиковать йогу. Он принял непосредственное участие в учреждении международного дня йоги, 21 июня. Медленно, но всё развивается.
Почему Вы в конце практики говорите расслабиться вместо «принять Шавасану»?
Что означает «шава»? Мёртвое тело. Шавасана, соответственно, поза мёртвого тела. Мне тут трупы не нужны. Нужно расслабиться. Шавасана — это совсем другая асана, где нужно замедлять своё дыхание и ритм сердца, словно стать именно мёртвым телом. Поэтому после практики мы выполняем Сукхасану. После всех «пыток» надо расслабиться. Иногда вы занимаетесь, а тело говорит «нет». А вы всё равно продолжаете. Поэтому в конце практики телу нужно дать отдохнуть.
Однажды я практиковала и чувствовала гнев и злость. И когда я закончила, то подумала, что возможно, мне стоило прекратить, чтобы не культивировать дальше свой гнев.
— Где вы практиковали? Здесь или дома?
— У себя дома.
— У Вас большое пространство для практики?
— Достаточное.
— Тогда заведите себе боксёрскую грушу и бейте по ней в подобных ситуациях.
Во время практики асан мы переживаем самые разные опыты. Когда вы находитесь на ранних стадиях своей практики, то постепенно Вы понимаете, что многое изменится. Как долго вы практикуете?
—8 месяцев.
Вы только начали заниматься йогой. Сначала нужно понять, зачем Вы практикуете асаны. Асаны создают очень много энергии внутри Вас и Вы не знаете, куда её девать и что с ней делать. Её надо использовать правильно. Иногда в практике происходят затруднения, не получается какая-то асана или учитель Вам её не даёт. Вы впадаете в расстройство. А расстройство превращается в гнев. Так что держите боксёрскую грушу рядом с ковриком на случай, если разозлитесь.
Необходимо понять, зачем вы практикуете йогу. Каждый день, когда я практикую, всё вокруг отключается. Я не знаю, где я нахожусь. Как только начинаю делать Сурьянамаскары, то перестаю понимать, где я. Вокруг образуется пустота. В состоянии самадхи подобное должно происходить. Поэтому медленно, день за днём, Вы продолжаете практиковать, чтобы избавиться от гнева. Больше уделяйте внимания асане, дыханию, дришти. Как только Вы глубже сконцентрируетесь, все подобные гневу состояния исчезнут.
Некоторые люди, когда застревают на одной асане и не получают следующую, очень раздражаются, начинают говорить плохие вещи. Но не смотрят внутрь себя. Надо дать себе время, чтобы освоить Падмасану, чтобы тело изменилось. Гуруджи продержал меня на одной асане 2 года. Каждый день я ждал, что Гуруджи даст мне следующую. Я доходил до своей последней асаны на тот момент, держал пять дыханий, смотрел на него, а в ответ тишина. И так 2 года. К тому моменту, как он мне дал следующую асану, я уже понял, в чём суть йоги.
Вы сказали, что от практики возникает очень много энергии и нам следует расходовать и использовать её правильно. Можете дать пару советов, как правильно управлять ей? Что нам с ней делать?
Представьте, что у вас есть бизнес. Например, Вы продаёте коврики для йоги. И за сегодня продали 10 ковриков и получили доход в 200$, по 20$ с каждого коврика. Что бы вы сделали с этими 200$? Сразу же потратили на развлечения? Но если Вы достаточно мудры, то эти самые 200$ вложите обратно в свой бизнес. Разве не верный подход? Если вы умный бизнесмен, то так и поступите, инвестируете доход в свой бизнес. В йоге работают те же принципы. Всю энергию, что Вы получаете от практики, Вы вкладываете обратно в йогу. Стараетесь получить больше знаний, читаете книги. Я не говорю, что стоит днём снова заниматься асанами. Постепенно Вы накапливаете энергию, становитесь сильными и начинаете больше читать книги. Тогда Вы становитесь настоящим йогом, точнее практикующим йогу. Йогом называться рано пока. Практикующие йогу. Вы работаете, чтобы стать йогом. Так что образующуюся энергию стоит применять к своей практике, а не тратить попусту время. Некоторые люди прыгают на свой байк и начинают кататься повсюду (Шарат артистично показывает езду на байке, вся Шала громко хохочет). Слишком много энергии.
Вы сказали, что пока не можем называться йогами. Когда же случается, что практикующий йогу становится йогом?
Вы не знаете, когда это произойдёт. Прикладывайте усилия в данном направлении, и это случится. Если будете работать и стараться, это несомненно случится, особенно если практиковать йогу правильно и качественно. Как я говорил в начале, в первую очередь, Вы выстраиваете основу, тогда и йога будет происходить внутри Вас всё время. Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи в своё время тоже точно придут. Если Вы хотите вырастить розу, Вам надо питать корни куста, удобрять почву разными компонентами.
Один человек встретил Гуру и посвятил себя служению своему Гуру, он делал всё для него: стирал одежду и так далее. 2 года он делал всё для Гуру и не спрашивал его ничего о йоге, а Гуру ничего не говорил. Однажды ученик испытал большой гнев, как у девушки во время практики асан. «2 года я делал всё для этого Гуру, но никакой йоги так и не случилось.» И он обратился с такими словами к своему Гуру. Гуру же хранил молчание и не проронил ни слова. На следующий день они оказались у озера, где Гуру совершал омовения. Ученик подошёл к воде и принёс Гуру его вещи. А Гуру схватил ученика за ногу и тот упал в воды озера. Он мог бы умереть, захлёбывался, изо всех сил пытался глотнуть воздуха. Но через пару секунд Гуру его вытащил и сказал: «Смотри, какие трудности тебе пришлось испытать, чтобы сделать всего один вдох. С йогой то же самое — ты должен преодолеть трудности, чтобы получить йогу.» Так просто ничего случается, Вам нужно усердно трудиться, выполнять садхану, чтобы постичь йогу.
Ещё вопросы?
Сейчас быстрая жизнь, всё ускорилось, как фаст фуд. Если Вы идёте в ресторан, чтобы поесть масала досу, Вам придётся ждать 15-20 минут, тренировать своё терпение. Но людям хочется, чтобы как только они сделали заказ, масала досу сразу принесли. Йога так не приходит. Это долгий процесс, как приготовление досы. Я говорю про досы, так как Майсор знаменит досами. Подготовка досы занимает 2 дня. В первый день рис и бобовые замачивают, затем нужно сделать тесто, и только на следующий день досы можно жарить. Долгая подготовка, 2 дня. Йога — тоже продолжительная практика и занимает многие годы. Вы практикуете каждый день, практика становится постоянной. Даже приезжаете в Майсор, чтобы практиковать с Шаратом. Занимайтесь регулярно, тогда и придёт понимание йоги.
Шарат Джойс, Майсор, Индия, 07.11.2015
Этот текст можно почитать и в ЖЖ Саши >>