Текст конференции Шарата Джойса в Майсоре, 28.11.2015
Наш студент Александр Шевченко продолжает переводить конференции Шарата Джойса и нести слово Гуру всему миру ))
Это третья конференция в сезоне 2015\2016
В субботу в институте аштанга йоги KPJAYI в Майсоре прошла третья конференция Шарата Джойса в этом сезоне и продолжалась она ещё дольше обычного. С самого начала всех студентов развлекал сын Шарата: пока наш Гуру настраивал звук микрофона, сын уселся на стул и начал изображать своего отца. А затем во время сессии вопросов сын носил микрофон по Шале от студента к студенту.
В индийской философии выделяют четыре стадии жизни, а иногда выделяют и пять стадий. Сначала Вы ребёнок, затем Вы идёте в школу и занимаетесь своим обучением, затем пора поступать в колледж — это первая стадия. Вторая стадия — взрослая жизнь, когда у Вас появляется семья и дети; на Вас лежит гораздо больше ответственности. Третья стадия — зрелость, когда Вам не нужно так сильно заботиться о своих родственниках, и Вы обращаете свой фокус на духовность.
Если Вы работаете в компании, то обычно существует возрастной предел, до которого Вы можете в ней работать, например, 60 лет. Однажды в Вашей жизни настанет такой день (если Вы человек, он обязательно настанет), когда Вы развернётесь в сторону духовной жизни. Тогда люди могут открыть для себя йогу, увидеть асаны и подумать, что надо было начинать в возрасте 25-30 лет. Такого рода мысли естественны и могут прийти к каждому. Поэтому нам стоит учить йоге людей с юного возраста, даже детей, закладывать в них духовный фундамент.
Йога означает, как я уже говорил на нескольких конференциях, не только асаны. Асаны — лишь начало Вашей духовной практики. Когда мы практикуем асаны, то развиваем лучшую ясность внутри нас. Так, на прошлой неделе мы говорили об ахимсе, сатье и т.д. Когда Вы начинаете свою практику асан, постепенно старайтесь уделять этому большее внимание. И постепенно ум начнёт разворачиваться и открываться духовным аспектам практики. Отсюда и проистекает внутренняя трансформация. Что такое трансформация? Сегодня Вы не можете делать стойки на руках, а завтра уже можете? Это не трансформация. Сегодня смогли сделать Маричиасану, а потом пошли отмечать и тусоваться. И Маричиасана пропадает. Паривартана (трансформация на санскрите) означает целостные, глобальные перемены. Ваш ум тоже должен измениться, стиль мышления должен измениться. Это называется духовностью. Следование не своду правил и положений, а некой конкретной внутренней дисциплине, затрагивающей тело и ум. Физическая дисциплина — практика асан, которой мы придерживаемся каждый день. Если Вы пропускаете день-другой из-за вечеринок, но Ваша практика асан пострадает. Поэтому и стоит сохранять дисциплину внутри себя, чтобы практиковать асаны и после не предаваться излишне социальной жизни. Иначе практика асан начинает напоминать поход в спортзал, где люди после тренировки проводят ещё больше времени, делясь сплетнями. Когда я отвожу своего сына на занятия по крикету, то вижу там довольно много людей. Женщины не прогуливаются, а стоят и занимаются пустой болтовнёй: «О, он сделал то… а он вот это… она купила новое сари, мне вообще не понравилось» и т.д. Мужчины тоже не отстают. Казалось бы, могли заниматься физкультурой, прогуливаться, а они что-то вечно обсуждают.
Я люблю студентов, которые приезжают сюда, чтобы учиться, а не посплетничать и узнать о ком-то что-нибудь новое. Не наше дело — обсуждать кого-то за его спиной. Но такие люди тоже существуют. От подобных привычек можно избавиться и изменить себя. Как только Вы изменитесь, трансформация начнёт происходить и поможет Вашей практике. Как только Вы перестанете тратить энергию на то, чтобы узнать, как практикуют и чем занимаются другие студенты, ум тоже перестанет отвлекаться. Как только Вы сконцентрируетесь на своей личной садхане, своей собственной практике, трансформация начнёт происходить. О том же говорится и в Йога-сутрах.
Сначала нам надо избавиться от загрязнений ума, 6 оболочек, чтобы обнажить душу и внутреннее «я», которые очень чисты по своей природе. Вследствие воздействия нашего мира и множества разных вещей, в уме возникают эти 6 ядов или 6 врагов: «каам» — сексуальное извращение, «кродха» — гнев, «мада» — гордость, «матсара» — зависть, «лобха» — жадность, «моха» — тяготение.
Вокруг так много йогов, которые считают, что йога существует только из-за них. Наоборот, я здесь сижу из-за йоги, иначе бы занимался чем-то другим. Из-за йоги Вы все здесь сегодня собрались. Как только мы избавимся от тех 6 оболочек, когда мы их сломаем и они перестанут доминировать в нашем сознании, тогда мы сможем увидеть внутреннюю чистоту. Внимание обычно обращено наружу, все органы чувств анализируют внешнюю обстановку, но когда мы обратимся внутрь себя, то сможем познать смысл жизни. В этом заключается философия. Йога включает в себя много аспектов, не только физическую составляющую. Асаны и философия должны идти вместе. Когда они двигаются вместе… я всегда сравниваю с масала досой: Вы не можете просто взять и приготовить досу без всех необходимых ингредиентов. Так и в йоге все ингредиенты очень важны: и асаны, и все остальные ступени, ямы и ниямы. Если в досу положить все ингредиенты, она получится очень вкусной. Некоторые люди говорят: «О, я не хочу, чтобы доса была такой пряной и острой». Но не настоящая доса тогда получится.
Каждую конференцию я должен в начале что-то говорить о йоге. А теперь, если у Вас есть вопросы, задавайте.
Вы несколько раз говорили, что люди должны выбрать одного учителя. Сейчас я уезжаю и продолжу снова практиковать сама дома, уже выбрав Вас своим учителем. И если в мою страну будут приезжать другие учителя, стоит ли мне посещать их майсор-классы и семинары или лучше оставаться верной самостоятельной практике?
Вы должны следовать за одним учителем, но в то же время придерживаться парампары. Если люди приезжают ко мне в Майсор учиться, а потом несут полученные знания своим ученикам в других местах, Вам же легче будет здесь. Если не учатся в Шале и не придерживаются здешних традиций, то скорее всего они будут учить Вас чему-то другому. Старайтесь этого избегать, хотя выбор остаётся за Вами. Я никогда не ходил к другим учителям, мой дед был моим единственным учителем. Я никогда не обсуждал асаны ни с кем, даже со студентами своего деда. Гуруджи обучал меня каким-то асанам, а дальше дело стояло за мной — приложить усилия, чтобы понять суть той или иной асаны. Зачем Вам ходить к нескольким учителям? Хотя они могут сказать: «Шарат ничего не знает. Я приведу Вас к самадхи. За 2 месяца.»
Две жены — один мёртвый муж. Два мужа — одна мёртвая жена. Два доктора — один мёртвый пациент. Если Вы пойдёте к доктору, он выпишет рецепт с кучей всяких лекарств. Но Вы всё равно останетесь неудовлетворёнными. Так устроен западный ум, но со временем и до Азии докатилось: люди непостоянны, то туда обратятся, то сюда. И в итоге Вы идёте к другому доктору. И он говорит, что те лекарства, что рекомендовал первый врач, вообще не подходят и не помогут. И выписывает свой рецепт. Вы в сомнениях. И принимаете лекарства согласно обоим рецептам. И умираете.
Тот же сценарий, если у Вас есть два учителя: один будет учить одному, второй — абсолютно другому. Ваш ум не удовлетворён. «О, я еду в Майсор, надо выжать максимум из поездки». И находите тех, кто обещает научить дыхательным техникам, медитации. Они даже «Ом» поют не всегда правильно. Как будто их тошнит. (Шарат поёт оба варианта, вся Шала громко смеётся) Идёте туда, чтобы научиться петь различные мантры, хотя и у нас в Шале даётся на чантинге так много мантр. И приносите неразбериху в свою практику.
В первую очередь, стоит выбрать своего Гуру и понять, что если я буду практиковать с этим учителем, внутренняя трансформация случится. А не реагировать на фотографии учителя в стойке на руках и т.д. Они могут предлагать: «Я научу тебя и тому, и этому…»
К примеру, Вы идёте в супермаркет за печеньками. Стоите у полки, берёте одну пачку, потому ещё одну пачку, но других печенек. И вскоре у Вас уже 20 разных видов печенья.
Всегда нужно выбирать того учителя, который подарит Вам знание, что будет расти внутри Вас. Что означает расти? Не будем сравнивать с едой быстрого приготовления. Если Вы хотите, чтоб что-то выросло, например, рис, нужно сначала пойти на поле, посеять, потом удобрять, и тогда вырастет куст. Так и в практике, очень важно, чем Вы станете её питать и удобрять. В этом заключается основа философии йоги. Сначала нужно удобрять себя всеми питательными ингредиентами: яма, нияма, асаны. Тогда результат получится очень чистым, как только Вы обретёте понимание.
В Индии к Гуру всегда особое отношение, потому что Гуру — человек, способный устранить все препятствия на Вашем духовном пути и привести к знаниям. Поэтому так же важна и парампара. В «Бхагавад-Гите» Кришна говорит Арджуне: «Ты должен стать йогином». Йогу не постигнуть чтением книг и просмотром видео. Только если Вы проведёте время с Гуру, следуя парампаре, знание придёт к Вам.
Со временем люди могут забывать о йоге. Нельзя сказать, когда началась йога, нет такого времени. Йога вне времени. Сейчас учёные открывают и изучают всё новые и новые галактики, когда-то раньше сказали, что существуют ещё галактики кроме той, в которой мы живём. Мы молемся богу, хотя вернее сказать, высшему существу. В древних книгах и мантрах, обращаясь к высшему существу, говорят: «Ты — правитель миллионов галактик.» Они знали, что существует больше одной галактики. Как они знали без телескопа?
Как включать бандхи во время практики и понять, что мы делаем это корректно?
Бандха есть сжатие области ануса. Как только Вы чувствуете во время практики, что тело очень лёгкое, что Вы без лишних усилий делаете пробросы, значит, бандха уже близко. Понятно? Поэтому я так медленно считаю в Утплутхи, чтобы Вы почувствовали бандху. Тело становится сильным и лёгким, и бандха тоже усиляется. Больше концентрируйтесь и фокусируйтесь на том, что Вы делаете, особенно в Утплутхи и так же в Навасане. И в любой другой асане, когда Вы заканчиваете и делаете проброс назад. Продолжайте практиковать. Поэтому виньяса-крама так важна в нашей практике. Она укрепляет «центр» нашего тела. Заметьте, как только Вы отрываете таз, область ануса сокращается.
Стоит уделять так же внимание своему рациону питания и стараться избегать картофель и лук, к примеру — они могут сильно повлиять на Вашу практику и Ваши бандхи.
Шарат, какие рекомендации можете дать по джапе (прим.: духовной практике медитативного повторения мантр)? Стоит ли придерживаться одной мантры всю жизнь или же рецитировать разные мантры?
Для практики джапы Вы должны найти одну фундаментальную мантру, которая будет приносить Вам благодать. Перед тем как ложиться спать, за полчаса — лучшее время, как и рано утром. Потому что в дневное время в Вашей жизни происходит очень много разных вещей, Вы видите так много разных людей, так много разговоров, так много информации вокруг, которая давит на Ваш ум в течение дня. Иногда вечером Вы не можете даже уснуть, потому что ум тревожат полученные за день информация и впечатления. Так что за полчаса до сна Вы садитесь в тишине и практикуете джапу с выбранной Вами мантрой. И постепенно обретёте спокойный и мирный образ жизни. Ум успокоится, Вы будет на следующее утро просыпаться отдохнувшими и с чистым умом для практики асан. В противном случае, когда ум не очистился, Вы можете испытывать злость, толкаться в шале локтями. Но будьте осторожны, иногда асаны могут принести Вам агрессию. Во время практики асан старайтесь ещё больше концентрироваться на своём дыхании, чтобы успокоить ум. Йога — не спорт. В спорте важны агрессия и азарт, потому что Вы с кем-то всегда соревнуетесь. На коврике Вы ни с кем не соревнуетесь, если только с самим собой и со своими 6 ядами, что я упоминал ранее.
Возвращаясь к вопросу о Гуру. Это скорее естественный выбор, что в какой-то момент мы должны выбрать себе Гуру?
Очень сложно выбрать Гуру. Гуру, которого Вы выбрали, должен прояснить все Ваши сомнения и сделать Вашу жизнь… нет, не легче, но принести ясность в Ваш внутренний мир, дать Вам настоящие знания. По данным принципам Вы и выбираете себе Гуру. У людей в нашем мире много проблем, и Гуру тоже не исключение. Гуру всегда сам остаётся учеником. Гуру должен пройти тот же путь, в начале которого Вы сейчас находитесь. У Гуру те же стадии жизни, что и у Вас, и он должен пережить тот же опыт. Через свои духовные знания и свою садхану он пытается узнать нашу жизнь как можно лучше. Мне посчастливилось — я жил с Гуру в одном доме.
Могли бы Вы поделиться со студентами неким опытом, что трансформация от практики принесла в Вашу жизнь? И каков будет следующий этап Вашей практики?
Первое, что мне следует сказать — благодаря студентам я тоже учусь. В марте будет 26 лет, как я учу людей йоге. И проводить конференции для меня тоже часть процесса обучения. Здесь столько разных людей со своим восприятием мира, они задают вопросы, а я должен найти на них ответы. И найти ответ можно только, если придерживался своей садханы долгие годы. Так что не каждый может сразу стать учителем, сначала надо много лет работать.
26 лет назад я не знал, что такое йога. Это не только физическая составляющая — асаны, что так многих привлекают. Асаны — как ворота, через которые люди попадают внутрь. А затем случается много перемен. Асаны — важная ступень йоги. Нельзя сказать: «О, моё тело не готово к асанам». Существуют миллионы асан, которые подходят конкретно Вашему телу. Даже если Вы практикуете только Первую серию или её половину, трансформация может случиться. Но практиковать стоит соответствующим образом, с положительными мыслями; относиться к асанам как к духовной практике. Если просто практиковать асаны как физические упражнения… Например: «Моё тело стареет, мне надо заняться физкультурой. Хм, йога очень популярна, займусь-ка я йогой.» Полный эффект можно получить, только относясь к йоге как к духовной практике. И принести в свою жизнь дисциплину.
Когда я начинал свою практику йоги, то вставал рано утром и к 6 утра на старом скутере ехал в Лакшмипурам из Гокулама, чтобы смотреть, как учит мой дед. И моя личная практика начиналась не утром, а в 3 часа дня. Позже из-за проблем со здоровьем я не мог некоторое время практиковать, даже не мог ходить.
Если Вы были в старой Шале, то видели, что её двери выходят прямо на улицу. И мои друзья приходили туда и звали: «Эй, Шарат, у нас скоро матч, надо потренироваться.» А когда приходил Гуруджи и искал меня, я прятался в соседнем переулке. Но понимал, что однажды настанет день, когда я полноценно займусь йогой. Хотя мы с друзьями занимались бегом и катались на велосипеде, мои друзья готовились к соревнованиям и играм и много тренировались. Но в какой-то день решил, что мне стоит оставить эти тренировки. Всегда я думал, что вернусь к йоге.
Однажды Гуруджи отравился в аэропорту, году в 1989м, пришлось вызывать скорую. Ему быстро оказали помощь, и ничего страшного не произошло. Но семья сказала: «Гуруджи нужна поддержка.» И толкнула меня внутрь йоги. Я начал практиковать. Первые 5 месяцев были очень лёгкими, но затем что-то начало расти внутри меня. Никто не заставлял меня изучать йогу, только семья говорила: «Ты должен быть там и поддерживать своего деда.» И я начал регулярно ходить в Лакшмипурам к нему на занятия. И йога начала расти внутри меня, так случается. Я закончил Первую серию, начал делать прогибы, затем Гуруджи давал мне новые асаны. Меня всё больше увлекала и интересовала йога, я занимался исследованием асан посредством собственной практики. Исследование означает, к примеру, как достичь капотасаны. И я думал с утра до вечера: как достичь того или иного? Трансформация начала происходить. Если Вы проводите время со своим Гуру, он постарается передать Вам свой опыт. Но мой дед не всегда был многословен, чаще молчал, хотя когда он проводил беседы, то соединял вместе знания, что почерпнул из разных книг. Мой интерес всё рос и рос — Гуруджи заложил в меня и остальных своих учеников семя йоги, чтобы со временем из него выросло прекрасное дерево. Как только я заканчивал свою практику, то оставался в Шале, чтобы помогать своему деду. А затем думал о своей практике, о следующем дне. Так йога стала частью моей жизни.
Я просыпался в 2.30-3 часа ночи и по пустынным улицам отправлялся в Лакшмипурам. В те годы Гокулам был окраиной Майсора, и после 7 вечера на улице Вы бы не встретили ни души. И я немного боялся идти один ночью. Несколько раз меня останавливала полиция: «Куда идёшь? На йогу? Что это такое?» Затем моя бабушка купила мне новый мопед Yamaha, и за 5-6 минут я доезжал от Гокулама в Лакшмипурам, чтобы практиковать йогу. Мною не двигала никакая цель, у меня не было плана действий. Подобным образом Вы можете встретить меня иногда в лесу, когда я закончил со своими обязанностями (поглядывает на сына). Если у Вас есть план, программа, то скорее всего йога не для Вас. Что приходит, то приходит. Что уходит, то уходит. И не стоит привязывать данные моменты ко времени. Ваш ум должен оставаться стабильным — это очень важно.
Вы видели, я купил новую машину, потому что в ней есть terrain response — система адаптации к дорожным условиям. Нашу жизнь можно сравнить с дорогой: один день всё хорошо, завтра может произойти нечто плохое. Жизнь непредсказуема. Практика йоги должна быть как Land Rover, оснащённый системой адаптации к дорожным условиям. Йога приносит в Вашу жизнь силу, благодаря которой Вы не сможете что-то потерять, Вы подстроитесь под любые дорожные условия. На одной из прошлых конференций я рассказывал, как мой дед лежал в больнице, ему делали множество уколов, но он не паниковал, ему ум оставался стабильным. Тогда я многое понял.
В жизни всё приходит и уходит, но Ваша садхана должна всегда оставаться. Поэтому и надлежит практиковать каждый день. Если обстоятельства складываются так, что Вы не можете выполнить полную серию, просто сделайте Сурья Намаскары, несколько поз из положении стоя и завершающий блок, посидите в Падмасане спокойно и подышите. Лишь это принесёт множество перемен, Ваш ум успокоится и стабилизируется.
Когда я занимаюсь йогой здесь, то чувствую очень много энергии. А когда практикую дома, то энергия куда-то девается (прим.: спрашивает девочка лет 12, занимающаяся у Сарасвати). Почему так происходит?
Ты видишь, как много людей здесь собралось. Все практикуют йогу и генерируют положительную энергию. А когда Вы практикуете одни дома, то отвлекаетесь на множество вещей. Практика в Шале мотивирует Вас углублять свою практику, развивать концентрацию. Когда Вы научитесь концентрироваться, уровни энергии изменятся. Поэтому здесь все так сфокусированы во время практики, и общая энергия растёт. Если Вы заснули, Гуру рядом, чтобы Вас пробудить. Некоторые студенты засыпают снаружи, пока ждут в очереди зайти в Шалу. «Просыпайся. Ещё один!»
А ты в свободное время должна играть, лазать по деревьям и т.д. Когда мы были детьми, то свободное время проводили на улице, лазали по деревьям. Напротив старой Шалы в Лакшмипураме росли 7-8 разных деревьев. Один раз я забрался на манговое дерево на самую верхушку, где висело много плодов манго. Но меня начали атаковать огромные муравьи, которые даже если не кусают, всё равно брызгаются ядом, так что тело потом очень чешется. И я быстро слез вниз.
В марте я был в Африке на сафари, и к нам на машину запрыгнул гепард (Шарат показывает видео на телефоне). Моя жена сказала: «Возвращайся назад!» Люди испугались и быстро передвинулись на противоположную сторону машины. Но гепард не был голодный, так что никого есть не собирался. Вскоре рейнджеры сказали, что надо двигаться дальше, иначе остальные гепарды тоже могут прийти. А если гепард ненароком соскользнёт внутрь машины, то пытаясь выбраться, может поцарапать и порвать всех, кто в машине.
Друзья из моего города очень хотят приехать и практиковать у Вас. С этого сезона действует правило, что новый студент должен минимум два месяца практиковать с авторизованным преподавателем. В нашей стране нет ни одного. Как им поступить?
Ждать, пока Вы получите авторизацию (громкий смех). Можете посоветовать им поехать куда-то поблизости, где есть авторизованный преподаватель. Но первое решение — самое лучшее. Как только будете подниматься из мостов качественно, тогда и дам авторизацию (снова громкий смех).
Когда я ввёл новое правило, меня заботили два момента. Во-первых, когда приезжает новичок, мне очень сложно в том плане, что я, как учитель, должен давать своим ученикам настолько много, насколько это возможно. Когда новичков очень много, становится ещё сложнее. Поэтому им будет лучше сначала изучить основы в традиции Шалы с авторизованным преподавателем, чтобы потом развиваться и прогрессировать дальше в своей практике здесь в Майсоре со мной. Во-вторых, сюда год за год приезжает много опытных авторизованных преподавателей, которые хотят дальше учиться у меня, которые продолжают следовать парампаре, чтобы по возвращению делиться знаниями с другими. Поэтому я и ввёл это правило, чтобы сподвигнуть людей идти учиться у авторизованных студентов, которые сильно преданы своей практике и приезжают в Шалу каждый год.
Этот текст можно почитать и в ЖЖ Саши >>