Всегда мула-бандха
Бандхи — одна из самых загадочных тем в Аштанге. Поначалу ты просто пытаешься найти какую-то странную мышечную работу и прицепить ее к позе, пока не поймешь, что это не помогает, а мешает. И тут самое время покопаться в источниках, а, если повезет, получить внятный комментарий от знающего учителя.
Yanmulam sarvabhutanam yanmulam cittabandhanam
Mulabandhah sada sevyo yogyo’sau rajayoginam
«That which is the root of all beings and the complete binding (cessation) of thought is Mulabandha. It should always be served and attended to since it is fit for Raja yogins».
“То, что является корнем всех живых существ и корнем приглушения мысли, есть мула-бандха. Ей следует всегда служить и заботиться о ней, так как она соответствует раджа-йоге”.
Sri Sankaracarya «Aparoksanubhuti»
Комментарий Ричарда Фримана:
“Sarvabhutanam” — это очень важная фраза, означающая “все живые существа”. Она часто употребляется в контексте Адвайта Веданты и буддизма Махаяны.
“Yanmulam sarvabhutanam” — “то, что является корнем всех живых существ”. То есть, у нас у всех общее основание. Как будто мы все растем на гигантском корне, как огромные тыквы, или что-то вроде.
Когда вы осознаете этот корень, корень всех живых существ, читта переходит в состояние ниродхи, так как ум полностью очарован, переживая это, и это не просто концепция, а настоящий опыт.
“Mulabandhah sada sevyo” часто переводят как “ты всегда должен делать мула- бандху”. По дороге в кофейню, после занятия, по пути на занятие, на занятии, во время сна (и никакого тебе релакса), а потом случится запор, и дела пойдут совсем плохо.
27 января — семинар «Свободное дыхание». Дыхание в практике Аштанга йоги >>
Однако слово sevyo не значит “делать”. Это значит “выполнять севу”. Сева — это пуджа, служение. Ты служишь другим существам, а в храме — божеству храма. Все, что ты делаешь — завтракаешь, спишь, слушаешь музыку — ты делаешь ради наслаждения других существ, ради наслаждения божества. Этим и занимается пуджари в храме.
Мы выполняем севу для всех, так как видим божество божеств в сердце каждого существа. Люди вокруг ходят внутри этаких передвижных храмов, и это удивительно!
Так что, предполагается, что ты всегда служишь мула-бандхе. Выражаясь метафорически, мула-бандха — это, на самом деле, богиня, которой ты прислуживаешь. А, если пробуешь “сделать” ее с эгоистическими намерениями, и у тебя есть сконструированное ложное “я”, с которым ты отождествляешься, ты словно пытаешься получить мула-бандху, чтобы потом продать на рынке. Представьте, что вы поймали богиню и теперь продаете. Это по-настоящему ужасно. Равана пытался поступить так Ситой в “Рамаяне”, и ничего хорошего из этого для него не вышло.
Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>
Мы используем этот подход по отношению к сиддхам, к центральному каналу; когда мы начинаем изучать эзотерическую, внутреннюю йогу, эго сразу возбуждается и хочет заграбастать это: “Я получу кундалини, кое-какие сверхспособности, последователей, много денег, собственный небоскреб”.
Вот почему мы служим мула-бандхе, а не “делаем” ее. Иногда ей нужно, чтобы мы расслабились, отпустили лобковую кость, дыхание, соединили дыхание с какими-то красивыми мантрами, просто чтобы порадовать ее, так как она сидит на нашем тазовом дне, а мы просто служим ей с огромным почтением.
Такая мула-бандха соответствует раджа-йоге, а это любая йога, выполняемая правильно.
Перевод: Анна Гурьева