Р. Фриман, М. Тэйлор «Искусство виньясы». Естественное выстраивание. Внутренние формы практики. Мудра

Самая тонкая форма внутренней практики — это мудра. Слово «мудра» имеет много значений, включая печать, метку, ритуальный жест соединения или определенное положение руки или пальцев, используемые, чтобы сфокусировать ум. В контексте нашей йогической практики мудра — это внутренний паттерн, который появляется в теле при безупречном выполнении бандх. Так же как и бандхи, мудры необходимо усердно и терпеливо практиковать, создавая условия для их проявления.

Кхечари Мудра и Йони Мудра — две классические мудры, связанные с практикой асан. Обе являют собой точки соединения на противоположных концах центрального канала тела — в области языка и тазового дна. Работу над этими двумя мудрами в нашей практике асан мы начинаем с исследования бандх. Как только бандхи становятся более стабильными, возникают мудры. Однако сначала мы просто практикуем, пытаясь уловить поток ощущений, который захватывает наше внимание в областях тела, связанных с мудрами. Через годы или даже жизни практики, возможно, бандхи преобразуются в более глубокий уровень опыта, называемый мудрами.

Кхечари Мудра

На верхушке центрального канала, где находится Кхечари Мудра, мы позволяем энергии языка, кончик которого следует расположить рядом с корнем нёба, двигаться в открытое пространство или пустоту. В этой мудре все колебания языка и Праны прекращаются, после чего Прана устремляется в центральный канал. Конечно, полную форму Кхечари Мудры, при которой кончик язык уводят назад и вверх за мягкое нёбо прямо под клиновидную пазуху, выполнить практически невозможно. Чтобы добиться этого, некоторые  фанатичные практикующие работают над ней, растягивая мышцу языка и со временем постепенно перерезая уздечку языка. Другие считают такой подход экстремальным, так как можно достичь положительного эффекта Кхечари Мудры, не перерезая сухожилие, а располагая кончик языка в клиновидной пазухе прямо за нёбом. Такие чрезмерные усилия, скорее всего, повлекут за собой отрицательные последствия и “достижение” мудры потеряет свой эффект. Для большинства людей лучше подходит более тонкий способ обретения Кхечари Мудры.

5-11 апреля — семинар Дмитрия Барышникова (authorized level 2) в СПб >>

Один из способов заключается в практике так называемой Джихва Бандхи. Широко откройте рот, сильно прижимая кончик языка к твердому нёбу. Это помогает растянуть уздечку языка. А если, выполняя эту бандху, вы можете производить устрашающие звуки и делать демонические гримасы, значит, вы на верном пути. С практикой Джихва Бандха может стимулировать ту же внутреннюю реакцию, что и Кхечари Мудра: полная концентрация и приостановка колебаний ума, эмоций и мыслей, а также ощущение ясности, возникающее в верхней части центрального канала. Другой подход к выполнению Кхечари Мудры — сосредоточить внимание на переживании сочувствия или эстетического удовольствия и просто ощутить, как язык уже естественным образом касается нёба, словно в области этого соприкосновения возникает  слабый электрический разряд или магнитное притяжение. В сочетании с мягким дришти, корень нёба расслабляется и практика Кхечари Мудры идёт полным ходом.

Йони Мудра

pādamūlena sampīḍya gudāmārgaṁ suyantritam

balādapānamākṛṣya kramādūrdhvaṁ sucārayet

kalpito ’yaṁ mūlabandho jarāmaraṇa nāśanaḥ

apānaprāṇayoraikyaṁ prakarotya vikampitam

bandhenānena sutarāṁ yonimudrā prasiddhyati

siddhāyāṁ yonimudrāyām kiṁ na siddhyati bhūtale

Полностью прижмите анус к пятке. Медленно и мощно тяните апану вверх шаг за шагом. Эта Мула-бандха разрушает увядание старости и смерть, обеспечивая твёрдый союз апаны и праны. С помощью этой бандхи совершенство Йони Мудры приходит без усилий. Чего только нельзя достигнуть в этом мире с выполнением Йони Мудры.

«Шива-Самхита»

На другом конце центрального канала располагается Йони Мудра или совершенство Мула-бандхи и соединение праны и апаны в эпицентре тазового дна — мула. Два взаимодополняющих паттерна, являющие собой два конца одного целого, могут быть представлены как мужское и женское. Прана, управляющая вдохом, создает в теле определенные паттерны расширения, которые мы ассоциируем с женским началом, а апана, управляющая выдохом, приводит к сгибанию позвоночника, которое мы ассоциируем с мужским началом. Как только вы придете к полному пониманию этого единства противоположностей на всевозможных уровнях, вы, вероятно, почувствуете это каждой порой вашей кожи — так начинает работать Йони Мудра. Вы ощущаете некоторую вибрацию в тазовом дне, похожую на “короткое замыкание” логического мышления, парадоксальное ощущение двух взаимодополняющих противоположностей, одновременно возникающих и соединяющихся в области тазового дна.

Когда вы практикуете (и практикуете и практикуете) Мула-бандху и Йони Мудру, и вы начинаете ощущать их во взаимосвязи со всем телом — даже в голове, плечах, руках, стопах, передней и задней поверхности, физическом и тонком телах — вы чувствуете, как все эти паттерны втекают и вытекают из тазового дна. Это ощущение иллюзорное, особенно, если вы слишком много думаете о нём. Именно поэтому многие считают практики визуализации очень мощными — такие практики не контролируются умом, а возникают спонтанно. Все паттерны Праны в теле отталкиваются от тазового дна: другими словами, пуская корни, входят и снова выходят из него, также как дерево пускает корни в землю, чтобы расти вверх. Это ежемоментно происходит в поле Праны. Когда вы начинаете ощущать этот союз укоренения и расширения и добавляете к этому качество сочувствия, которое приходит от Кхечари Мудры, тогда Мула-бандха становится Йони Мудрой.   

Тадаги Мудра

Тадаги Мудра — одна из нескольких малоизвестных, почти тайных драгоценностей. Похожая на очень приятную, но более жесткую и застывшую Позу трупа, она используется в нескольких последовательностях Виньясы.

  1. Лягте на спину, удерживая ноги вместе. Слегка прижмите друг к другу большие пальцы ног, как будто вы удерживаете ими монету. Поверните ладони вниз, так чтобы большой и указательный пальцы рук полностью касались пола. Это расширяет спину, усиливая паттерн апаны.
  2. Слегка направьте подбородок вниз, как будто кожа на затылке расправляется и натягивается как капюшон кобры. В этой форме сначала используется мягкое качественное дыхание уджайи, чтобы создать волны полного дыхания с естественными паузами на концах вдоха-выдоха.
  3. Удерживайте стабильное и мягкое направленное вниз дришти, чтобы расслабить нёбо и установить правильные ритмы и пропорции во всём теле.
  4. На вершине каждого вдоха обращайте внимание на то, как паттерн праны слегка толкает голову назад в пол. При добавлении полной Уддияна Бандхи в конце выдоха наблюдайте такое же лёгкое давление головой в пол на задержке дыхания. Не забудьте расслабить живот и сделать довыдох перед тем как плавно вдохнуть.

Эти классические мудры показывают, почему мудра означает “печать” или совершенство бандхи, и почему их невозможно выполнить с помощью усилия, а только посредством усердной, внимательной и постоянной практики. Практика бандх, и в конечном счёте, мудр должна выполняться ради самой практики без стремления достичь их. Для того чтобы практика обрела свою полную форму, не следует привязываться к ее плодам. В противном случае вмешивается ум, сводя все к упрощённым примитивным формулам, и прилагая слишком много усилий. Незаметно подкрадывается эго и берет контроль над ситуацией. Практика бандх и мудр составляет суть практики виньясы: поочередное соединение и разъединение взаимодополняющих противоположностей как способ пребывать в состоянии присутствия и полного внимания к чувствам, мыслям, ощущениям и озарениям, которые могут возникнуть или не возникнуть.

Это соединение может показаться абстрактной и обескураживающей задачей, однако это именно то, чем мы непрерывно занимаемся, осознаем мы это или нет. Например, вы можете подумать: “Я хочу быть в состоянии бодрствования и готовности и в то же время я хочу быть расслабленным.” Для большинства из нас эти состояния ума полностью противоположны, поэтому в течение недели вы пьете кофе а вечером в пятницу — пиво! С помощью йоги мы учимся реализовывать оба состояния ума одновременно.      

Перевод: Юлия ВашталоваАнна Гурьева.