Интервью Хармони Слэйтер для «Аштанга Парампара». Часть 1
Хармони Слэйтер (Harmony Slater) — учитель Аштанга йоги с мировым именем и одна из 20 женщин в коммьюнити со статусом «certified». Наслаждайтесь замечательным интервью с одним из лучших учителей Аштанга йоги в мире.
17-22 апреля 2020 семинар Хармони в Петербурге. Подробности >>
Хармони, расскажи о своей жизни до йоги.
Жизнь до йоги? Я начала интересоваться взаимосвязью ума и тела, скорее всего, ещё в юности. Я ужасно страдала от астмы, и в детстве меня дважды забирали в больницу. Эта необычная ситуация послужила поводом для изучения дыхания и его глубокой связи с умом. Иногда это был вопрос жизни и смерти. У меня до сих пор астма, но она протекает значительно легче благодаря практике Аштанги, большей осознанности и саттвичном образе жизни, которого я начала придерживаться, изучая Аюрведу и йогу.
С ранних лет я была очень увлечённой балериной и мечтала о танцевальной карьере. Благодаря этому в моей жизни появились дисциплина и ежедневная практика, как при работе с телом, так и с глубокой концентрацией ума. Я начала танцевать в балете с трёх лет. К десяти годам я посещала занятия и тренировалась минимум шесть дней в неделю. Так продолжалось до моего восемнадцатилетия.
Наряду с неимоверной преданностью искусству балета у меня появились разного рода интересные проблемы. Много алкоголя и наркотиков, зависимость от них, анорексия, булимия и периоды депрессии «скрашивали» моё существование в тот период.
Бросив танцы, я поступила в университет Калгари, и получила степень бакалавра по философии и религиоведению. Я сосредоточилась на изучении экзистенциализма и восточных религий. Полагаю, что именно тогда зародилось моё истинное стремление к интеллектуальному познанию философской стороны йоги. Летом 2002 года с небольшой группой студентов я отправилась в Китай, чтобы изучать буддистскую медитацию. Мы жили в нескольких монастырях, находящихся в разных местах Китая, участвовали в ежедневных ритуалах монахов, везде проходили обучение. Азия меня очень вдохновляла и казалась домом. Что-то внутри меня хотело оставаться в этой части мира как можно дольше. До этой поездки я занималась йогой, но после возвращения с головой погрузилась в изучение всех её аспектов, переживая их на своём опыте и проводя исследовательскую работу. К счастью, оставался год до завершения учебы в университете. Тогда каждое занятие, которое я посещала, становилось для меня отдушиной. Там я все больше уделяла внимания своим новым увлечениям – йоге и медитации.
Полагаю, что это стало началом моего настоящего «путешествия в глубины йоги»…
Как ты узнала о практике йоги?
Впервые я узнала о йоге в 1995 году. Преподаватель модерна, у которой я училась, использовала некоторые йогические элементы на своих занятиях, мы разогревались Приветствиями Солнцу. Они сразу же мне понравились.
В студенческие годы я какое-то время бегала, а после пробежек выполняла некоторые известные мне упражнения йоги для растяжки.
Тем не менее, своё первое занятие, похожее на Аштанга йогу, я посетила только спустя пять лет, в студии «Йога в движении» (“Yoga In Motion”) в Калгари. В 2000 году в моем родном городе была только одна школа йоги, где вели классы по принципу «потока» – и это была именно она. Не было ни майсор-программы, ни регулярных занятий по Аштанга йоге, ни преподавателей этого метода – мы только начинали учиться. О том занятии или учителе я мало что помню, не считая того, что оно взорвало мой ум: полтора часа движения и дыхания, удержания поз и погружения внутрь себя без каких-либо отвлечений, помимо голоса инструктора, тихо проговаривавшего указания. К концу этого класса, когда мы лежали и отдыхали, я запомнила, что почувствовала, как нашла что-то СВОЁ.
Ум стал спокойным, а тело полностью ожило, я ощущала невероятную связь с каждой молекулой внутри себя. После того занятия я почувствовала себя выше, легче, жизнерадостней и очень чистой внутри, ментально, эмоционально и на уровне тела. Это было действительно новое ощущение, которое не покидает меня и по сей день.
В 2002 году Дэвид Вильямс приехал с недельным семинаром. Он был первым практиком Аштанга йоги с большим опытом, которого я повстречала. Конечно, он был в Майсоре, он рассказал о Гуруджи, а также о своей истории духовных поисков по всей Индии. После встречи с ним искра превратилась в пламя, и я поняла, что должна поехать в Майсор, чтобы практиковать с Гуруджи.
Год спустя в Калгари открылась более традиционная школа Аштанга йоги – «Йога шала» (“The Yoga Shala”). Здесь образовалась небольшая группа самостоятельных практиков, занимавшихся ранним утром. Мы практиковали все вместе и покидали свои коврики, чтобы помогать друг другу, когда это требовалось. Мне нравились эти тихие утренние часы самостоятельной практики, я заметила, как улучшилась моя концентрация и способность сосредотачивать ум в течение дня, а также общее благополучие и позитивный настрой. Я старалась посетить семинары всех авторизированных преподавателей, приезжавших в Калгари, но в основном училась по книгам Берил Бендер Берч «Силовая йога» и Дэвида Свенсона «Руководство по практике».
Я ни разу не практиковала на настоящем майсор-классе до своей первой поездки в Майсор (Индия) в феврале 2004 года. Поэтому моими первыми живыми учителями Аштанга йоги были Гуруджи и Шарат. Подозреваю, что я одна из тех счастливчиков, которые побывали в Майсоре в самом начале знакомства с практикой. Я приехала туда, практически нигде до этого не обучавшись, никто не успел оказать на меня никакого влияния, поэтому мне легко было без лишних вопросов воспринимать каждую крупицу информации от Гуруджи и Шарата. Сначала я планировала оставаться там три месяца, но эта поездка растянулась более чем на четыре месяца. Я испытывала огромную жажду знаний и хотела изучить все, что только возможно, об этой практике и традиции. У меня никогда не возникало сомнений, что они мои учителя. Думаю, они ощущали мое внутреннее желание учиться. К концу первой поездки я завершила Вторую серию под их непосредственным и бдительным руководством. Я была очарована. Я получила опыт, который нельзя описать словами, и вернулась в Канаду, чувствуя себя совсем другим человеком.
После первой поездки у меня никогда не возникало сомнений, что для последующего изучения практики Аштанга йоги мне надо постоянно возвращаться к источнику. Для меня это Майсор, ведь там живут мои учителя. Начиная с 2004 года, я возвращалась туда каждый год, кроме 2011 года, когда родился мой сын, Джедиа.
Перевод: Анна Глинко.