Интервью Хармони Слэйтер для «Аштанга Парампара». Часть 2

Хармони Слэйтер (Harmony Slater) — учитель Аштанга йоги с мировым именем и одна из 20 женщин в коммьюнити со статусом «certified». Наслаждайтесь замечательным интервью с одним из лучших учителей Аштанга йоги в мире.
17-22 апреля 2020 семинар Хармони в Петербурге. Подробности >>

Ты сказала, что в детстве придерживалась строгой дисциплины и чёткого режима, когда занималась танцами. Практикующие Аштангу склонны быть целеустремлёнными и чем-то жертвовать. Как ты думаешь, почему так происходит?

Не думаю, что только Аштанга йога притягивает целеустремлённых людей. Я верю, что все на этой планете так или иначе ищут способов добиваться своего. И эти поиски – основная движущая сила человеческой жизни. Тем не менее, эта практика определённо требует чем-то жертвовать, чтобы действительно познать её вкус.

Не знаю, стараются ли новички отыскать что-то, чем в итоге придётся пожертвовать. Чаще всего, как мне кажется, мы вступаем на путь йоги вслепую. Конечно, практикующие Аштангу сталкиваются с такими вызовами, как «отпускание» и «вверение себя». Несомненно, каждый, кто занимается непрерывно, регулярно и долго, смог для себя определить, насколько надо быть преданным. 

На своём опыте я убедилась, что Аштанга йога – по-настоящему трансформирующая духовная практика, и, как и любая дисциплина, обладающая такой трансформирующей силой, она требует жертв. Чтобы изменить себя, придётся оставить всё, что делает жизнь комфортной, и, в каком-то смысле, воспротивиться распространённому желанию получать сиюминутные удовольствия и хвалить себя на пути к более высокой цели или поиску истинного предназначения. Есть такое высказывание: «Если вы всегда будете делать то, что делали всегда, то всегда будете получать то, что всегда имели». Начиная заниматься Аштанга йогой, от нас требуется каждый день вставать на коврик. Для большинства людей это станет первым шагом к тому, чем они никогда не занимались. Так появляется пространство, в котором мы получаем абсолютно новый и неожиданный опыт. Это становится «практикой» благодаря повторению, что помогает сформировать навык, получить знание или понять что-то новое о себе и мире.

Мне кажется, что музыканты, художники, спортсмены или танцоры с большей готовностью, чем другие люди, понимают необходимость чем-то жертвовать ради практики, ведь, чтобы осуществлять любую деятельность или демонстрировать определенный навык на очень высоком уровне, им приходится преодолевать жизненные препятствия и выстраивать дисциплину для совершенствования своего искусства.

Препятствия могут возникнуть в любой сфере жизни: в том, как вы проводите свободное время, питаетесь, выполняете повседневные обязанности, даже в отношениях с близкими. В любом случае везде действует один и тот же принцип: чтобы быть успешным и работать на максимально высоком уровне в любой сфере, потребуется соблюдать хотя бы минимальную дисциплину и чем-то жертвовать. Почему же достижение такой цели, как более глубокие духовные переживания, должно чем-то отличаться? Для этого необходимо прикладывать постоянные усилия, чем-то жертвовать, поддерживать дисциплину, преданность и очень долго практиковать. При этом я вспоминаю одну из самых любимых Гуруджи йога-сутр Патанджали, которую он часто цитировал: «satudirghakalanairantaryasatkarasevitodrdha-bhumih» (1:14) («Практика становится по-настоящему устойчивой, если она выполняется непрерывно, с преданностью долгое время»).

Чтобы соблюдать дисциплину и пожинать её плоды, придётся всем сердцем и душей отдаться этому. С йогой всё то же самое. Духовное пробуждение требует полной преданности. Придётся направить всё внимание на каждый нюанс своей жизни. 
Когда я начинаю практиковать, то всегда вспоминаю о следующем стихе из «Бхагавад Гиты»: «Я ритуал, жертва и подношение. Я лечебная трава, мантра, а также гхи. Я огонь и я сам акт подношения» (9:16). Мне кажется, что это самая суть того, что мы стараемся испытать, с чем пытаемся соединиться благодаря ежедневной практике. 

Перевод: Анна Глинко.

Источник >>