Хармони Слэйтер о йоге, материнстве и преодолении силы тяжести
«Умница», – слышу я, как через все пространство проносится голос Хармони Слэйтер, подбадривающей ещё одну практикующую, выполняющую сложную позу. Если бы эта похвала исходила от кого-то другого, она могла бы показаться неестественной. Но что-то есть в этой позитивной энергии, царящей в помещении, желании учителя одновременно мотивировать нас работать по полной и принимать себя такими, какие мы есть, одобрительном тоне голоса. Может, потому, что это голос матери – я уверена, как и любая мать, Хармони так много раз и ругала, и хвалила своего сына, что мне не кажется неестественным такое же отношение к нам. Это учитель, который и поддержит, и создаст пространство для учеников, чтобы они сами искали пути развития.
Семинар Хармони Слэйтер в Петербурге — 6-11 июля 2018 >>
На семинаре выходного дня Хармони несколько раз повторила словосочетание «преодолевать силу тяжести». Йогу можно рассматривать как процесс преодоления трудных и безрадостных моментов, чтобы сделать жизнь более осознанной. Я считаю, что «преодоление силы тяжести, борьба с гравитацией» относится и к материнству. Нас затягивают свои же ожидания, обязанности, поведение детей, усталость, но ведь в то же время приходится находить в себе то спокойное состояние, которое нужно детям, когда мы уделяем внимание как себе, так и обеспечиваем семью всеми необходимыми материальными благами, чтобы поддерживать её здоровье и безопасность. Иногда мне кажется, что я преодолеваю гравитацию. Невозможно переделать все дела и везде успеть. С этим надо смириться. Сила тяжести иногда одерживает победу, но важно хотя бы пытаться с ней бороться.
Со знанием дела Хармони говорит, что в йоге «коврик – уменьшенная версия нашей жизни, он показывает, кто мы, имитирует стрессовые ситуации, победы и боль». Этим прекрасна практика йоги, но одновременно и уязвима. Как же права Хармони: «Мы ведём себя и реагируем [на коврике] так же, как и везде».
Поза ребёнка помогла мне отдохнуть, что было так необходимо… Кажется, эта поза важна и для Хармони, о чём вы прочтёте ниже в нашей беседе, ведь она любезно согласилась ответить на некоторые вопросы, несмотря за свой насыщенный график. Надеюсь, вы, как и я, оцените по достоинству её мудрость, красоту и откровения.
Семинар Хармони Слэйтер в Петербурге — 6-11 июля 2018 >>
MatLeave: Что ты сегодня ела на завтрак? (Я серьёзно! Люди любят читать о еде!)
Хармони Слэйтер: Утром я ела яйца, тост с маслом и сыром, пила кофе.
Более двадцати лет я неуклонно соблюдала лакто-ово-вегетарианскую диету (прим.пер. ела молочные продукты и яйца). До беременности я перешла на веганство, но примерно к концу первого триместра мне очень сильно захотелось молочных продуктов и яиц, поэтому я вернула их в свой рацион и пока не считаю, что должна перестать их есть.
ML: Какая поза йоги олицетворяет материнство для тебя? Почему именно она?
ХС: Я бы выбрала позу ребёнка. Думаю, что она лучше всего восстанавливает и самая комфортная. После родов, став матерью, мне действительно требуется намного чаще, чем раньше, восстанавливать силы. Я очень много энергии тратила на заботу о сыне, помощь ученикам и всем окружающим, поэтому почувствовала, что обязательно должна то же самое делать и для себя.
Я часто выполняю позу ребёнка. Она помогает избавиться от стресса, быть доброй, сочувствующей и спокойной, что бы ни происходило каждый день.
ML: Что ты почувствовала, впервые став матерью, как приспособилось к этой роли? Что было просто принять, а что сложнее?
ХС: После родов и материнства мне показалось, что я заново родилась, став совершенно другим человеком. Эти перемены в жизни были очень сложными. Я продолжала много работать целыми днями, руководила новой студией йоги, преподавала, но ко всему этому внезапно добавились дополнительные обязанности, и пришлось решать, как успевать кормить ребёнка грудью, быть матерью, выполнять все обязанности, причем практически без сна. Это был непростой период в моей жизни. Казалось, что почти совсем не оставалось времени на себя, на практику – все это сильно выводило меня из равновесия. Первые пару лет донимала депрессия, но. как только я вновь смогла уделять больше внимания практике Аштанга йоги, начались положительные изменения.
Но так приятно любить и обнимать этого милого маленького человечка! Я сразу же ощутила привязанность к сыну и с большим рвением заботилась о его благополучии.
Сложнее всего было понять, как же отыскать время для себя в этой новой жизни, наступившей так внезапно.
ML: Что можешь посоветовать тем матерям, которые хотят заниматься своими хобби/карьерой и уделять время семье?
ХС: Дети очень быстро растут. Если вы не остановитесь, не сделаете передышку, чтобы оценить, какое это чудо, пусть даже просто находиться рядом с ними, то упустите много важных мгновений.
Дни длятся долго, но годы проносятся мгновенно, и у вас больше не будет возможности присутствовать в том моменте, после того как он уже прошёл. Иногда есть только один шанс сделать все правильно: обнять, услышать, увидеть, понять, быть внимательной к этому маленькому человечку. Поэтому я считаю, что семья и дети должны оставаться на первом месте.
Трудно отыскать баланс в этих сферах, особенно первые несколько лет.
Ищите поддержки среди друзей, в семье, в сообществе единомышленников.
Обращайтесь за помощью.
Не отказывайтесь, если её предлагают.
Невозможно все успевать, поэтому расставляйте приоритеты. Поймите, сделав хотя бы чуть меньше запланированного, часто можно достичь необходимых результатов.
ML: Можешь дать несколько полезных рекомендаций йога-мамам, особенно аштангисткам?
ХС: Практика никуда не денется, а вот дети не всегда будут оставаться детьми. Практика должна помогать вам. Не стоит приносить себя в жертву на алтаре садханы. Используйте йогу, чтобы быть более энергичной, уравновешенной, спокойной внутри, не вините себя за то, что не сделали столько, сколько запланировали.
Ставьте реалистичные цели и отмечайте малейшие победы. Не поддавайтесь давлению навязчивой идеи поскорее вернуть свои прежние формы или практику, даже жизнь, которая была раньше… В основном все осталось в прошлом, центр вашей вселенной сместился. Примите эти изменения.
Начните все с нуля. Во всем ищите новый опыт, каждый день будет приносить новые возможности и открытия. Нет пути назад – только вперед!
ML: Почему из всех традиций йоги ты выбрала именно Аштангу? Чем она привлекла тебя?
ХС: Традицией и аутентичностью. Мне нравится то, что проверено и имеет наглядные доказательства. Я не люблю тратить время или силы на то, что неэффективно. У этой практики есть история, линия преемственности.
Почти всем старшим учителям, с которыми я общалась, включая Гуруджи и Шарата, практика принесла много пользы: улучшилась их жизнь, они пережили глубокую трансформацию своей личности.
С самого начала меня очень привлекала важность соединения дыхания и движения, наряду с определенными точками направления внимания в каждой асане. Мне показалось, что это медитация в движении, я сразу же почувствовала, как она работает на физическом и ментальном уровнях. Испытав на себе преимущества метода Аштанга йоги, пережив их на своём опыте, я больше не оглядывалась назад — настолько мощной и трансформирующей была практика.
ML: Как развивалась твоя практика после родов?
ХС: В моей практике было много разных этапов и переходных периодов, и она до сих пор продолжает меняться, причём не всегда в лучшую сторону. Часто мне кажется, что практика асан стала просто ужасной, а потом я бесконечно долго её возвращаю к прежнему состоянию. Прогресс — замечательно, но он так недолговечен. В основном я практикую на одном и том же уровне, часто с откатами назад. Но это только физическая составляющая.
Настоящая практика – сохранять ум уравновешенным, спокойным и невозмутимым, что бы ни происходило с телом.
После родов я заметила, что, хотя моя практика асан уже не была прежней — я чувствовала себя очень тяжелой и полной (дополнительные 20 фунтов (9 кг) не остались незамеченными), – я ощутила намного более глубокую связь с дыханием и внимание к тому, что происходит внутри.
Благодаря этому, несмотря на то что физическая практика часто была вызовом, я поняла, что с помощью ума могу намного глубже погрузиться в источник внутри себя. Так я почувствовала, что, сделав меньше, получаю гораздо больше, ведь моя осознанность была действительно высокой от пребывания в настоящем моменте.
В результате благодаря этому за пять-шесть лет я стала сильнее, уравновешеннее и внимательнее в физической практике.
В конце концов, после родов я смогла осваивать и практиковать намного более продвинутые асаны, чем до беременности.
Я чувствовала себя гораздо сильнее и более гибкой, чем когда бы то ни было. Но это был очень долгий путь, изменения на котором происходят до сих пор. Нет ничего постоянного.
За время беременности и периода восстановления после неё я усвоила важный урок – не привязываться к асанам. Они приходят и уходят… Самое важное в практике – то, как она влияет на ум. Помогает ли она стать более уравновешенной и устойчивой психически и эмоционально?
ML: Каким образом ты внедряешь в свою жизнь различные составляющие, средства йоги?
ХС: Основа практики и жизни – первые две составляющие: яма и нияма. Особенно понимаешь их важность, когда стараешься привить эти ценности детям, поддерживая их в тех уроках жизни, которые они должны усвоить, чтобы стать успешными, хорошими и сочувствующими людьми, когда вырастут.
Создание пространства для практики, тишина, умение слушать дыхание, Бога и душу…, вдох, выдох…, ощущение вибраций жизни – все это необходимо, чтобы каждый день быть лучшей версией себя. Это не значит, что надо больше времени проводить на коврике для йоги. На протяжении всего дня, хоть в машине, остановившись на светофоре, в парке, наблюдая, как играет ваш ребёнок, читая книгу, исполняя песню, молясь, мы можем сделать ум однонаправленным и испытать более глубокое переживание йоги, сосредоточиться на дыхании, быть открытыми, чтобы увидеть божественное в себе и окружающих.
Гуруджи говорил: «Практикуй йогу все время». Мне кажется, он имел ввиду, что надо учиться в каждый момент соприкасаться с внутренней силой, делающей единым все вокруг.
ML: Как ты думаешь, что бы сказал о тебе сын, если его попросить описать тебя?
ХС: Точно не уверена. Скорее всего, в основном это будет зависеть от его настроения. Возможно, он сказал бы, что я слишком много работаю.
ML: Что бы ты ещё хотела сказать моим читателям, о чём мы не говорили?
ХС: Очень важно уделять время себе и своей жизни. Мне стало намного легче, когда я поняла, что мы только можем прилагать максимальные усилия, и пока каждый день вообще пытаемся что-то делать как можно лучше, то делаем все от себя зависящее. Даже 15-минутная практика, выполняемая искренне и с максимальным сосредоточением, надолго сделает ум уравновешенным и будет поддерживать внутреннее равновесие на протяжении загруженного дня.
Самая трудная работа в мире – быть матерью, причём редко, если вообще возможно, её облегчить. Мы все время думаем о своих детях, поэтому такая работа никогда не заканчивается.
Важно находить и уделять время себе, чтобы быть полноценной личностью для тех, кто зависит от вас. При этом должно оставаться ощущение, что также вы сделали хоть что-то для себя. Вот здесь и пригодится регулярная практика йоги!
Перевод: Анна Глинко