Внутренний гуру – кто он?
— Совпадение? – спросил ученик.
— Не думаю, — ответила карма.
Внутренним гуру принято считать наше внутреннее «Я», которое направляет и хоть как-то ориентирует в том хаосе, который нас окружает снаружи.
В потрясающей книге «Я есть то», где изложены диалоги с учителем адвайты Шри Нисаргадаттом Махараджем, он называет наше «Я» высшим из учителей. «Он один может привести вас к вашей цели, и он один встретит вас в конце пути», — говорит мастер.
Слова, конечно, не самые оптимистичные, но заставляют задуматься. Например, о том, каким образом внутренний гуру подает нам сигналы (и подает ли вообще).
Иногда мне кажется, что мой внутренний гуру – это мой внутренний ученик. Он учится гораздо лучше, чем я. Никогда не ленится. Его капотасана совершенна. Его мула бандха на высоте.
Как пишет Ошо в книге «Йога. Альфа и Омега», «ученик — это человек, который делает искренние попытки стать мастером для себя самого». Наверное, бывает и так, что внутренний ученик стремится стать внутренним учителем. Такой вечный майсор где-то в районе манипура чакры – главного хранилища и источника жизненной силы.
Не знаю, как для вас, а для меня очевидно: это он, внутренний гуру, однажды привел меня на майсор к Диме Барышникову. Не верите мне – почитайте, как об этом сказано у Нисаргадатта Махараджа: «Внутренний гуру приводит вас к внешнему гуру, как мать приводит своего ребенка к учителю. Доверяйте своему гуру и слушайтесь его, потому что он посланник вашего истинного Я».
При этом мастер уточняет, что внутреннее «Я» идет на этот шаг «только из-за того, что вы ленивы или суетливы». «Если бы ваш ум был ясным, а сердце чистым, вы бы могли учиться у любого встречного», — говорит Махарадж.
— Какова связь между внутренним и внешним гуру? – спросили его.
— Внешний гуру представляет внутреннего, внутренний принимает внешнего — на время, — ответил Махарадж.
— А кто прилагает усилие?
— Ученик, разумеется.
Внутренний гуру, говорит Нисаргадатта Махарадж, даёт уверенность, бесстрашие и «убеждение, что вы вечны, неизменны, реальность-сознание-любовь». «Внешний гуру даёт инструкции, внутренний посылает силу, задача ученика — их незамедлительное использование, — объясняет он. — Без воли, проницательности и энергии со стороны ученика внешний гуру бессилен».
Говоря по простому: внутренний учитель договорился с внешним, а мне – страдать в капотасане.
Ну, а к утверждению, что «он один встретит вас в конце пути», Нисаргадатта Махарадж уже в другой беседе все-таки добавит оптимистичности: «Только внутренний учитель пройдет с вами весь путь до самой цели, поскольку он и есть цель».
«Помните, что йога – это работа внутреннего «Я» над внешним «я». Работайте, и вселенная будет работать вместе с вами», — призывает он.
Ради этого можно и пострадать в капотасане. Вместе со вселенной.
Текст: Александра Белуза