Дэвид Гарригес «Как богиня Ганга снизошла на землю в виде реки Ганги»

Я верю, что у каждого из нас есть дело жизни. Выбираем его не мы, оно дается нам помимо нашей воли. Тем не менее, эта работа на удивление подходит нам, становится нужной и важной и для нас, и для окружающего мира. Мы обладаем созидательной энергией, чтобы исполнить эту работу, и, в то же время, целым сонмом страхов и препятствий, вынуждающих нас всеми силами избегать ее. Мы можем одновременно любить и ненавидеть свою работу, постоянно лавируя между принятием и отторжением. Чтобы целиком посвятить себя делу, мы должны научиться справляться со всевозможными трудностями, атакующими изнутри и снаружи. Мы должны понять, что иногда лучше отпустить свое эго, отказаться от силы воли и довериться высшим силам, формирующим и направляющим наши жизни.

Часть моей работы — учить йоге, и я одновременно люблю и ненавижу ее. Я ощущаю это дело как свое предназначение, и это рождает во мне смесь любви и ненависти, желание одновременно жаловаться на вселенную и благодарить ее за лучшую работу в мире. Когда я преподаю, во мне вспыхивает невероятная энергия и радость бытия. Мне нравится ощущение того, что я могу выйти за пределы своей маленькой жизни и предложить миру нечто поистине драгоценное. И все же в тяжёлые периоды жизни мне страшно и я сопротивляюсь роли учителя. В личной практике меня часто посещают удивительные переживания и открытия, мне хочется делиться ими, чтобы и другие люди могли вкусить плоды йоги. Однако из-за страха оказаться непонятым или недостойным я мечтаю просто спрятаться в своей пещере и не взаимодействовать с внешним миром. А потом я вспоминаю легенду о том, как богиня Ганга стала рекой Гангой, решительно преодолеваю препятствия и продолжаю учить от всего сердца, несмотря ни на что. Эта история повествует о том, что каждому из нас даны как священные обязанности, так и нежелание их выполнять.

Легенда

На этом изображении запечатлён драматический и сложный момент — нисхождение Ганги на Землю. Богиня в ярости и явно не хочет этого. Эта картина служит напоминанием о том, что, когда мы посвящаем себя предназначенному нам делу, могут возникать чрезвычайно сильные чувства гнева и сопротивления.

Ганга беззаботно жила в чистых небесных царствах, но совершила неверный поступок, из-за которого на нее было наложено проклятье: снизойти на Землю в виде реки. Ганга необходима Земле, чтобы облегчить страдания людей, которые смогут очиститься от грехов, погружаясь в ее воды. Ганга жаждет избежать этого, несмотря на то, что она станет священной рекой и совершит служение миру. Она не хочет принимать на себя бремя человеческих грехов или становиться великой исцеляющей силой. Однако каждый несёт предназначенную ему ношу, и даже богини – не исключение.

Ганга откладывает выполнение предписанного до тех пор, пока молитвы одной семьи в нескольких поколениях не вынуждают ее действовать. Она медлит, невзирая на то, что будет несчастной и неудовлетворенной, продолжая свою вроде бы счастливую жизнь в раю.

Иногда необходимость делать то, что мы не выбирали, кажется настоящим проклятьем, пока однажды мы не осознаем, что это вмешательство в нашу жизнь и давление на эго служит нам во благо. Как удивительно, что необходимость работать с чем-то вопреки нашему желанию и есть одно из основных условий осмысленной, наполненной жизни. Ганга, могущественная богиня, сталкивается с теми же проблемами. Это напоминает нам, что нужно быть терпеливыми и снисходительными по отношению к себе, день ото дня преодолевающим препятствия, мешающие нашим искренним попыткам полностью посвятить себя делу.

В обучении йоге меня часто пугает необходимость выходить на свет, чтобы делиться знаниями. Уверенность покидает меня, я сомневаюсь, что буду эффективным, полезным и достойным. А ещё я ленюсь, и зачастую предпочел бы кататься на скейте, слушать музыку или бездельничать весь день. Нравится мне это или нет, мне приходится преодолевать собственные физические и ментальные препятствия, чтобы работать, учить, общаться. Я ценю йогу именно потому, что неукоснительная ежедневная практика даёт мне силу не поддаваться слабостям и смело делиться тем, что так важно для меня.

Время — ещё один фактор, который помогает трудиться без недовольства, с решимостью, искренностью и энергией. Так, Шива играет важную роль в этой истории, потому что предоставляет Ганге пространство и время, необходимое, чтобы принять свое предназначение. Он приостанавливает ее падение на полпути и на время удерживает ее могущественную силу в своих волшебных дрэдах. Шива олицетворяет гуну тамаса — качество инертности, и благодаря этому может сдержать стремительное движение Ганги и обуздать ее невероятную мощь. Так и я нахожу в практике уединение и передышку, необходимые, чтобы переключиться на тот аспект себя, который обладает достаточной силой и может оставаться спокойным, заземленным и устойчивым в те моменты, когда я сопротивляюсь выполнению обязанностей, возложенных на меня вселенной.

Теперь мы видим, как Ганга стекает из волос Шивы и с благосклонностью спускается на землю. Что за контраст со сценой, где она низвергалась в состоянии разрушительной ярости! Время, проведенное в уединении в пещере волос Шивы, даёт ей возможность принять свою судьбу, стать исцеляющей и очищающей рекой, в которой так нуждается мир. Настрой Ганги соответствует спокойной созерцательной уравновешенности Шивы, она мирно движется вперед и мягко касается земли.

Практика напоминает, что возможность трудиться — величайший подарок Вселенной, потому что именно так мы можем направлять поток своей творческой энергии, принимать на себя великую ответственность и делать лучшее, на что способны.

Автор: Дэвид Гарригес. Оригинал текста >>

Перевод: Даша Кобозева.
Редактура: Анна Гурьева.