Ишвара пранидхана

Photocredit @svetayogaphoto

Пятый принцип ниямы — Ишвара пранидхана. Это принятие существования высшей сущности (Ишвары) и предание себя ей.

С санскрита слово «ишвара» дословно переводится как «владыка» — эпитет, которым в древнеиндийским эпосе обозначали многих богов. Термин используют для обозначения Бога как активного начала в мире. Например, воля Божья на санскрите будет Ишвара-санкальпа. А также для обозначения высшего сознания. Согласно индийской философии, Ишвара — учитель всех учителей («Он есть гуру самых первых гуру», — гласят «Йога-сутры»). В нем заключено семя всезнания (сарваджня-биджа).

«Обычно «ишвара» переводится как «бог». Но под богом нам следует иметь в виду не личность, а высшее духовное сознание. Оно не физическое, не ментальное, а чисто духовное», — пишет Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях на «Йога-сутры».

Практикующему йогу для того, чтобы соблюдать Ишвара пранидхану, не обязательно верить в Бога. Достаточно принять тот факт, что человек (ты сам) наделен чем-то большим, чем просто физическим телом, — чистым сознанием. Йогину это необходимо точно так же, как математику необходимо принять существование нуля в математике. Без работы с сознанием невозможна йога, без нуля – математика.

«Арабы начали использовать в математике 0, но никто никогда не видел его, никто не может доказать его существование. Однако, когда мы используем его, перед нами открываются доселе невиданные горизонты», — пишет Грегор Маеле в книге «Аштанга йога». Там же он приводит замечательную аналогию: «Например, вы не скажете, что верите в своё правое ухо: поскольку вы знаете своё ухо, вера не требуется.  Когда человек понимает, что он – сознание, вопрос веры в Бога или перерождение становится столь же бессмысленным, как вопрос веры в собственное правое ухо».

Элементы Ишвара пранидханы заложены в открывающей и закрывающей мантре Аштанга йоги. Символ Ишвары – священный слог ОМ. Когда мы поем ОМ – мы вверяем себя чему-то высшему. Интересно, что Свами Вивекананда толковал Ишвара пранидхану одним словом – молитва.

Знаменитый толкователь «Йога-сутр» Риши Вьяса указывал, что сосредоточение сознания на священном слоге Ом, который есть знак Ишвары, позволяет йогину постичь собственную сущность и избавиться от различных препятствий в виде болезней и др.

Еще один элемент Ишвара пранидханы  —  готовность на коврике работать с самоотдачей. Самоотдача, посвящение своих действий Богу – именно так эту нияму толкуют Шри К. Паттабхи Джойс и Б.К.С. Айенгар. В книге «Древо йоги» Айенгар пишет, что посредством Ишвара пранидханы человек отбрасывает гордость и обретает смирение. А только смиренная душа получает доступ к высшим ступеням йоги.

Таким образом, пятая нияма – это не что-то космическое, а вполне практический механизм по выработке смирения. Вверение себя  более высокому и чистому вообще является основой индийской садханы. «Сначала вы посвящаете себя гуру, затем – учению, только тогда приходит Ишвара пранидхана», — пишет Шарат Джойс в книге «Аштанга йога Ануштхана».

«Ишвара — это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды», — гласят «Йога-сутры» Патанджали. Это означает, что Ишвара свободен от страдания, неведения, эго, влечения, отвращения, страха смерти. Он абсолютно чист и вечно свободен. Как поясняет Свами Сатьянанда Сарасвати, идея Бога в йоге сводится «к некоему духовному сознанию, которое настолько чистое, что совершенно свободно от каких бы то ни было отношений с кармой, а поэтому и от ее влияния».

Это особое – высшее — состояние сознания обычно находится за рамками нашего понимания, но при этом оно проявлено в каждом из нас. «Поэтому для каждого человека, каждой личности возможно достижение высшего бытия, которое есть пуруша-вишеша, — отмечает Свами Сатьянанда Сарасвати. — Но для этого каждый должен реализовать концепцию Ишвары, т. е. иметь прямой опыт его осознания, поскольку интеллектуальной концепции, которую мы обычно используем, недостаточно».

Текст: Александра Белуза

Статьи о принципах ниямы

Статьи о принципах ямы