Текст конференции Шарата Джойса в Майсоре, 05.12.2015

Sharath's conference 21.11.2015Агенты Питерской йога шалы еще в Майсоре и труд по переводу продолжается. Эстафету принял Алексей Эвейкин.

Это четвертая конференция в сезоне 2015\2016

Пришел декабрь и приехало очень много практиков. На этой конференции все еле еле вместились в Шалу. А еще, в ответах на вопросы Шарат подробно рассказал про масляные ванны и про то,что их надо регулярно делать.

Аштанга означает восемь ветвей, ашта – восемь, анга – ветвь. Восемь ветвей это Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Все начинают практику йоги через асаны. Асаны более привлекательны чем Яма, Нияма, они сразу вызывают отклик – о, я хочу так делать. Однако Яма и Нияма также очень важны.

Асан очень много, столько же сколько живых существ. Живые существа есть также под водой, их огромное количество. Очень много различных видов – рыбы, акулы, осьминоги, кальмары. Так много различных видов живых существ. Очень важно понимать природу. Многие студенты спрашивают: «Почему вы любите лес, почему вы так любите животных?» Мы изучили асаны через наблюдение природы, через наблюдение животных, которых мы встречали. Поэтому ваша связь с природой очень важна для понимания йоги, понимания как все эти позы появились.

Множество живых существ уже не существуют. Как например Ганда бхерундасана в продвинутой серии. Многие студенты как только слышат Ганда бхерундасана, то у них сразу сердечный приступ. (смех)

Также множество живых существ на земле. Есть живые существа которые рождаются из яиц. Мы тоже рождаемся так, просто они у нас не снаружи, а внутри. Также бактерии. Наше тело состоит более чем на половину из бактерий, вы знали это? Итак, сколько есть видов живых существ столько есть асан.

 «асанани ча таванти яванто джива-рашья» (Хатха-йога прадипика, I. 33)

Сколько в мире живых существ- столько же существует асан.

И какие бы асаны мы ни практиковали — они должны прийти из Парампары. Насколько я знаю, в нашей Парампаре 800-900 асан.

Тоже самое со знаниями йоги. Если посмотреть, то первая книга это Хатха Йога Прадипика. До нее книг не было. Однако до этого йогу практиковали очень давно, но никто не писал, как практиковать асаны. И даже в Хатха Йога Прадипика описано всего несколько асан. И там тоже нет полного описания что именно мы должны практиковать, это должно приходить через Парампару.

Итак, как йога должна приходить через Парампару? Парампара значит линия, то есть вы должны получать знания от Гуру, он вас учит йоге и асанам. Йогин никогда не должен практиковать по книгам или видео, это должно приходить от учителя к студенту. Даже не от учителя, а от Гуру. Гуру означает высший учитель. Просто учитель это ачарья, просто учителя обычно имеют книжные знания или неполные знания, они не живут Садханой и не понимают истоков, основ (roots) йоги.

Итак, Гуру этот тот, у кого есть личный опыт. Чтобы стать Гуру надо быть студентом. Нельзя пойти в лес, побыть там и сказать: «О, внезапно всё стало единым, и я трансформировал себя». Это не происходит таким образом.

Не следуя Садхане невозможно получить опыт йоги, это мой персональный опыт. Это требует множества усилий. Преданности. Решимости. Дисциплины. Эти вещи очень важны в нашей йога практике.

Для практики йоги, для практики асан мы должны поддерживать определенную дисциплину. Например, если вы едите вечером, то вы не можете практиковать с утра. Многие студенты должны есть раз в день. Если у вас нет курмасаны, то точно один раз (смех).

Какие свойства у практикующих йогу? Это чистое тело. Хорошо звучащая речь, ясная речь. О чем бы вы ни говорили, в вашей речи должно быть много философских разговоров. Практикуя асану мы становимся здоровыми. Что такое здоровье? Быть в форме (fit)? В йоге нет фитнеса. Как вы можете сидеть в медитации много часов если у вас нет гибкости? Например, когда вы долго сидите в падмасане, вам приходится иногда высвобождать ноги. Или если вы в Маричасане D, вы из нее выскакиваете- «шшшшшхххх» (смех).

В йога сутрах говорится как надо практиковать асаны. В них должна быть стабильность, комфорт. По этой причине мы делаем так много асан. Делая так много асан мы получаем гибкость тела, запас жизненных сил и выносливость.

Итак, в йоге очень много асан. В Аштанга йоге Гуруджи расположил асаны в правильном порядке Первая, Промежуточная и Продвинутая (подробнее про серии >>).

Это тонко соединяет асаны между собой, медленно и очень систематично. Часто бывает, что учат без системы, дают асаны случайным образом, без последовательностей. Как можно таким образом достичь гибкости и стать мастером в асанах? Если делать каждый день, то вы придете к совершенству в асане. Как много из вас могут полностью делать баддха конасану, класть полностью колени на пол. Немногие. Я видел на ЛЕД классе (смех).

Обычно первые две недели нужны чтобы вас исправлять. Потому что вы ходите в разные места, к разным учителям, и вам читают разные лекции: «ОООО, делай так, эдак и вот так» (смех).

У некоторых людей есть такое заболевание ума, они приходят ко мне и спрашивают «О, а что вы думаете о капотасане или, например, о баддха конасане». Я отвечаю, это так и так, хорошо для того и этого, надо делать так и так. Они получают ответ. Потом идут к другому учителю и спрашивают, «О, а что вы думаете о баддха конасане?» И он дает другой ответ. Они спрашивают: «А Шарат говорит по другому!» Я не знаю что на это отвечают другие учителя (смех).

Я хочу сказать, что так вы только запутаетесь. Я учу здесь, для этого я встаю в 12.30 ночи, умываюсь, делаю мою практику, потом веду занятия. Очень много усилий. Для того чтобы учить вас правильно. А некоторые приезжают в следующий раз и опять все заново, все неправильно. Просто потому, что вы ходите по разным местам, и там все по разному. Это то, о чем мы говорили на предыдущей конференции – мы должны следовать одному Гуру. Какую бы систему мы не использовали, мы должны ей следовать, только ей. Тогда знания приходят к вам правильно. Как много из вас могут правильно сделать виньясу? Особенно в прасарита падоттанасане?

Следование одной системе очень важно. Где вдыхать, где выдыхать, это очень важно, это приносит здоровье, стабильность в теле и выносливость. Затем вы делаете эти асаны много много раз. Гуруджи так учил меня. Вам нужны сила и выносливость. Например, во время второй серии на LED классе все постепенно убегают (смех).

Также очень важно, что вы едите. Особенно для девушек. Когда вы практикуете вам нужно также есть что-то питательное (solid food). Питательное это, например, рис. Это очень важно для практики, потому что нам нужно очень много энергии. Если вы станете обессиленными, то вы не разовьете силу для йоги. Поэтому когда вы практикуете, то ешьте рис или другую питательную еду. Конечно это не для тех студентов кто не может сделать курмасану (смех).

Итак, существует очень много асан. Некоторые не рекомендованы для женщин, некоторые для мужчин, некоторые для семейных пар. Вы должны знать про это и понимать. И Гуру должен учить правильно, он должен иметь эти знания. И это тоже приходит через опыт, а не через чтение книг.

Поэтому надо спокойно делать то, что дает вам Гуру. Иногда у нас очень много привязанности, очень много гордости: «О, я могу сделать то-то». Вы должны уважать свое тело.

«Я сильный, я очень сильный. Я великий Шарат Джойс. Я практикую йогу целых 26 лет! Я подойду к скале и ударю ее!» (смех) И кто будет тем кого ударили? Я.

«Ахам» — Я. Йога начинается когда вы растворяете это Я. Усилия очень важны в практике. Однако вы не должны никого побеждать. Вы не должны думать, о, я могу сделать эту асану, надо сделать фото и выложить в интернет. И все скажут, о, он может делать эту асану, он крутой йог!

У меня был один студент, он приезжал много лет. Все время хотел капотасану. И в один из приездов он сделал ее, сделал несколько фото и больше мы его не видели. (смех)

Итак, в асанах вы должны прогрессировать очень медленно, становясь сильными. Не надо начинать вторую серию, пока вы не завершили первую. Вы должны стать мастерами в первой серии. Если практиковать несколько лет, то любой может сделать это.

Тоже самое про учителей. Чтобы учить других нужно долго практиковать самому и ассистировать. Для этого у нас есть программа ассистирования, когда студенты помогают и, во время этого, мы их учим как править, как обучать. Если вы следуете одному методу и обучаетесь в нем, то вы можете стать очень хорошим учителем.

Итак, это было про асаны. Теперь вы можете задавать вопросы.

 

Здравствуйте. Я бы хотел спросить о Пратьяхаре. Когда я практикую на коврике, то я сфокусирован, и мое внимание направлено внутрь. Потом, когда я в мире, то я общаюсь с людьми, работаю, ем пиццу и т.п. и мои чувства постоянно стимулируются. На предыдущей конференции http://yoga-shala.ru/blog/yoga-articles/sharat-conference-28112015/ вы говорили про разные стадии жизни. Может быть правильная практика Пратьяхары приходит на последней стадии?

Ок. Мой встречный вопрос: «Вы прошли через эти стадии в жизни?» Нет.

Стадии жизни. Ничего не надо делать с вашей семьей или йогой. Практика йоги происходит внутри вас не зависимо от того женаты ли вы или еще каких-либо условий.

Сначала вам нужно правильно понять, что такое Пратьяхара.  

Шарат цитирует на санскрите, потом переводит. 32:20

Пратьяхара это когда в вашем опыте, чтобы вы не переживали, всё есть Божественное. Все, что вы переживаете – Божественное. Все – Божественное. Все что вы видите, слышите и т.п. – Божественное или высшее (supreme).

Если вы что-то делаете в социуме – это переживание опыта, если вы женаты – это переживание опыта, если у вас есть дети – это переживание опыта, если вы переходите на последнюю стадию жизни, Санньяса – и это переживание опыта.

Опыт Пратьяхары должен случаться внутри вас. Пратьяхара это не то, что мы можем сделать, это случается в нас. Сначала вы должны понять восемь ветвей йоги.

Яма, Нияма, Асана, Пранаяма – это внешние упражнения. Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи – это случается в нас. Я говорил это много раз.

Это не так, что я сижу и в какой-то день говорю: «О, я хочу делать Пратьяхару». Или сегодня я делаю асаны, а завтра у меня Самадхи. Это так не работает.

Сначала вы должны понимать правильно каждую ветвь йоги. Как надо практиковать, как стать сильнее, как это вырастить в себе. 

Если вы практикуете Ахимсу, Сатью, Астею, Брахмачарью, Апариграху, Шаучу, Сантошу, Тапас, Свадхьяя, Ишвара-пранидхану и делаете асаны, то эти ингредиенты приведут вас к следующему шагу – Пратьяхаре.

Когда Пратьяхара вырастает прочно в вас, то она ведет вас к Дхаране. Затем Дхарана тоже вырастает в вас. И потом никакие внешние привязанности вас не беспокоят. И вы спокойно сидите в Самадхи. Потому что ничто внешнее, вообще ничто вас не беспокоит. И когда вы спокойно сидите в Самадхи все становится одним.

Итак, не важно какая стадия жизни, Пратьяхара может случиться на любой.

Базовые ингредиенты йоги это 50% всей йоги, мы должны их делать.

Почему мы не должны практиковать в лунные дни?

Согласно астрологии, все приходит из галактики. Все связано со звёздами и планетами. Также и мы связаны с солнцем, землей, луной и всей солнечной системой. Согласно астрологии, иногда бывают трудные времена. Тоже самое и с луной, в лунные дни меняется ваш уровень энергии. В лунные дни становится много энергии и ум становится немного сумасшедшим. И эта энергия, ментальная и в теле, во время практики асан может вам повредить. Поэтому в эти дни лучше делать перерыв. Надо просто расслабляться, отдыхать и не делать активных вещей в это время.

В разных частях мира разные лунные дни, мы должны следовать своим дням или ориентироваться на расписание шалы в Майсоре?

Вам надо следовать своим лунным дням, вы можете проверить их по календарю.

Что делать если в какой-то асане у меня есть боль?

В какой асане у вас боль? В прогибах.

Когда вы практикуете должно пройти много времени. Я знаю это, так как я пережил очень много боли. В вашем теле происходит много изменений и много боли. У всех у нас разные тела. У всех нас много страха внутри. Например в прогибах назад, большая часть не чувствует себя комфортно. Есть кто чувствует себя полностью комфортно? Один студент поднял руку, Шарат на него посмотрел и сказал: «Если вы в них чувствуете себя комфортно, почему ваше тело трясется?» (смех).

И когда у нас есть страх в асане, то приходит боль. Также когда практика не правильная, то появляется мышечная боль. Есть несколько причин появления боли.

Или когда ваше тело меняется, тоже боль. Это было со мной,  Паттабхи Джойс давал мне экападу, у меня было столько боли в бедре. Я перестал ходить, друзья помогали мне забраться на скутер. (смех)

Важно просто практиковать и не заниматься лишним. Не нужно приходить домой и делать растяжки и тренировать отдельные асаны, а потом говорить себе: «О, я такой гибкий.»

Или ходить на разные массажи и процедуры, это тоже может повредить телу. Вы должны дать телу время от практики до практики. Наше тело очень умное, умнее нас. Дайте телу отдохнуть, мягко нанесите немного масла, и тело излечит само себя.

Это очень важно для практиков йоги, принимать масляные ванны. Не нужно делать массаж с маслом, проминать и т.п., просто нанесите масло.

Также вы можете замедлить вашу практику. Попробовать делать половину первой серии. Больше концентрироваться на дыхании и пробовать дышать глубже. Тогда определенно ваши травмы вылечатся.

Я получал травмы когда правил студентов. Я не мог делать такие глубокие прогибы как раньше. Если я начинал их делать, то у меня болела спина. Но первая серия вылечила меня. Она сделала сильными мои ноги, мою спину. Иначе, как бы было возможно поднимать так много студентов? (для не аштангистов – учитель помогает подниматься из прогибов)

Так много вокруг всяких штук, которые лечат. Не надо их использовать, не надо ходить к кому-то. Просто позвольте телу вылечиться. Позаботьтесь о себе сами. Нанесите масло, примите горячую ванну. (**см. примечание 1)

Заведите еженедельную привычку делать так:

  • нанесите масло
  • подождите 5-10 минут
  • примите горячий душ

Это выводит различные загрязнения из тела. Также наше тело и суставы, особенно суставы, нуждаются в смазке, их надо смазывать. Для смазки мы наносим масло. Это традиционная практика. Каждое воскресенье, если вы приходили в чей-то дом (теперь этого нет, это было раньше, когда мы детьми приходили в чей-то дом), все сидели обмазанные маслом.

Итак, это способ заботиться о себе. Принимайте масляные ванны раз в 1-2 недели.

Спрашивает задавшую вопрос девушку: «Ну как, у вас до сих пор болит? (смех) No pain, no gain.» (** см. примечание 2)

Какое нам использовать масло?

Вы можете использовать специальное масло, его можно купить в аюрведических лавках.

Вы знаете старую шалу? (Шарат рассказывает, как добраться от старой шалы, до традиционной аюрведической лавки, где пожилой пандит сам делает смеси.)

Этот пандит очень старый и очень образованный, я могу сказать, что он как Кришнамачарья. Он очень известный и обучил несколько поколений. Там можно купить специальную смесь для масляной ванны.

Также вы можете использовать касторовое масло, оно очень хорошо для смазывания, оно густое. Но оно тяжело смывается. Вы должны знать, как его убирать. Наносить очень просто, смывать очень тяжело. Для этого используется два порошка. Первый — порошок мыльного дерева, второй —  зеленый, из трав. Вы смешиваете два этих порошка 50х50.

Перед тем как принимать масляную ванну с касторовым маслом положите 2-3 ложки одного порошка, 2-3 другого, добавьте воды и сделайте пасту. Только такая паста удаляет это масло.

Также вы можете использовать кунжутное, коксовое или миндальное масла. Они смываются легче и для них не нужен порошок.

Всем спасибо!

  • Примечание 1 — от переводчика: под термином ванна часто подразумевают полное обмазывание или обмывание тела. Например, термин масляная ванна не означает, что вы набираете ванну с маслом и в ней лежите 5-10 минут, это значит обмазать себя маслом и подождать 5-10 минут, дать ему подействовать.
  • Примечание 2 — от переводчика: знаменитая аштангическая поговорка, «Нет боли, нет достижений.»

В переводе очень помогли Лена и Данила, Лена вычитала текст, а Данила принес кокосы пока я корпел над переводом. Спасибо!

кокос и компьютер

От Кати Ивановой фото порошков для смывания масла, которые можно купить в Индии супермаркетах

порошки для смывания масла после масляной ванны