Йога-дилеры

Мне раньше было интересно. Сейчас всё это дерьмо стало пищей для ума.

Постоянно я клялся себе, что никогда не стану похожим на своего старика.

Ну, и какого черта, пришло время признать, кто я на самом деле.

Я вижу, да – (лучше бы никогда этого не видеть).

Я чувствую – (хотелось бы никогда этого не чувствовать).

Ненавижу видеть — (лучше бы никогда этого не видеть).

Ненавижу чувствовать – (хотелось бы никогда этого не чувствовать).

«Ненавижу чувствовать» by Alice N Chains

yogaНедавно я посмотрел фильм Prescription Thugs, документалку о врачах, назначающих наркотики в качестве медикаментов. Когда специалиста спросили, почему так много людей обвиняют в этом, и почему так много больных умирает от наркотиков, выписанных врачами, ответ был прост – люди не хотят ничего чувствовать.

То же самое происходит в мире йоги. Очень многие используют йогу, чтобы убежать от своих чувств и отвлечься. Я и сам не раз шел на практику, чтобы выкинуть что-то из головы. И в этом нет ничего плохого… Если этим не злоупотреблять. Если так поступать постоянно, со временем йога становится еще одной таблеткой, или бокалом вина, который ты пьешь в конце «трудного дня»… еще одним способом забыться. Это удерживает тебя от прямого решения проблем и не дает разобраться со своими чувствами. Помогает справляться со своей жизнью, вместо того, чтобы изменить ее или научиться воспринимать вещи иначе.

Согласно «Йога Сутрам» Патанджали, «Йога – это остановка колебаний ума». Вритти, или колебания ума, могут возникнуть в любой момент. Ты не можешь остановиться посреди неприятного разговора с начальником и выполнить Приветствие Солнцу. Если ты начнешь делать нади-шодхану посреди шоссе, забитого машинами, тебя могут просто-напросто арестовать. Если запрыгнешь в стойку на руках на предварительном слушании, тебя непременно привлекут к суду.

Применяя йогу как антидепрессант (таблетку, наркотик, нужное подчеркнуть), мы теряем отличный полигон, на котором можно отрабатывать взаимоотношения с жизнью. Использовать асаны, пранаямы и медитацию только как средство отвлечения от проблем — всё равно, что пользоваться самолетом как автомобилем вместо того, чтобы лететь на нем. Ехать на самолете — стильный способ добраться из пункта А в пункт Б, но ведь предназначение этой машины — нести нас по воздуху. Конечная цель йоги — успокоить ум, а не отвлечь его. И в этом – разница. Если я остановлю рукой движение лопастей медленного вентилятора, он перестанет крутиться, но, как только я отпущу руку, он продолжит движение. Однако если я отключу его от питания, он еще немного покрутится, а потом замрет совсем. Электричество никуда не делось, я просто прервал связь с ним. Наш разум – это вентилятор. Наши мысли – электричество. Мысли, чувства, эмоции продолжают существовать, но они нами не управляют. Попытка остановить работающий вентилятор, или отвлечь себя, — это временное решение проблемы.

Нет ничего плохого в стремлении сделать практику йоги идеальной и удобной. Иногда это именно то, что требуется. Проблема возникает, когда начинают пропагандировать идею о том, что йога должна быть именно такой. Что практика должна быть удобной всегда. Это противоречит сказанному в  «Йога-Сутрах». В текстах о йоге говорится о страданиях, препятствиях, упорной работе и горении. О том, что можно сбиться с дороги, потерпеть неудачу, мучиться от боли. И это нормальные состояния на пути практикующего йогу. Это вещи, с которыми приходится сталкиваться, и которые приходится преодолевать. Все это практикующие используют, чтобы развиваться.

Самое важное —то, с чем мы сталкиваемся в обычной жизни. Достаточно ли тебе быть в мире и гармонии с собой 1,5 часа, пока ты на коврике, или ты хочешь мира и внутреннего спокойствия всегда? Йога учит быть в единстве со своим сердцем 24 часа в сутки, в постоянной связи со своей душой 365 дней в году.

Учителя йоги – не психотерапевты. Однако практика йоги может дать нам инструменты работы с неприятными эмоциональными состояниями. Процесс удержания неудобной позы учит тому, что, даже испытывая дискомфорт, можно не терять связи со своей внутренней силой. Асаны, которые нам страшно выполнять, учат бороться с жизненными страхами. Упасть из позы на глазах у всего класса, но подняться и продолжать практику, даже если нам очень неловко и стыдно — это урок преодоления неудач. Ежедневная практика, даже в те дни, когда мы не хотим этого делать, воспитывает в нас дисциплину и упорство. Находить время для практики значит научиться находить время для себя в собственной жизни. И этот список можно продолжать до бесконечности.

Когда мы подходим к практике с готовностью чувствовать и воспринимать каждую, любую эмоцию, практика становится нашим Гуру. Хороший Гуру настроен на продолжительное развитие своего ученика. Всё, что Учитель делает, является попыткой вывести ученика из тьмы к свету. Гуру — словно строгая, но любящая мать. Тебе придется съесть все овощи, даже если ты их ненавидишь, потому что они полезные. Используя практику только ради умиротворения и обучая этому других, мы становимся наркодилерами, продающими эго ежедневную дозу.

Наша медитация вовсе не должна быть абсолютно мирной и безмятежной. Цель — пробудиться, а не просто научиться подавлять себя и чувствовать себя лучше, ведь так? Всё это для того, чтобы проснуться и открыться реальности и своему настоящему. И мы просыпаемся и осознаем реальность, создавая связь со своей человеческой натурой, а не пытаясь скрыться от нее. Не пытаясь обойти всё это стороной. Не пытаясь отмолить всё это, или прогнать прочь мантрами, не пытаясь забыться в медитации. Мы просыпаемся и позволяем всему, что есть внутри нас, проявиться, пытаемся всё это прочувствовать, испытать, узнать.

Тогда и только тогда мы можем перейти на более глубокий уровень. Это очень, очень важно, и, увы, многие этого не понимают. Очень легко использовать медитативные техники, чтобы буферировать свой опыт, подавлять эмоции, которые мы не хотим переживать. На самом деле, всё наоборот. Настоящая медитация – это процесс, в котором всё вскрывается, переживается и  становится явным.

Автор: Adyashanti.

Перевод: laureleya.

Оригинал >>