Мэри Тэйлор «Единство в бесконечном разнообразии»
Ребенком я была очарована увиденным на ярмарке трюком, когда фокусник выдергивал скатерть из-под расставленного на столе любимого бабушкиного сервиза, не опрокинув ни единого бокала и не уронив ни одной тарелки на пыльную землю. Я стояла и смотрела, как он подготавливает и выполняет трюк раз за разом, пока беззаботный народ проходит мимо, и разве что случайный зритель посмотрит с удивлением. В то время стол как раз приходился мне на уровне глаз, и зрелище было особенно захватывающим с этой наблюдательной позиции. Я ощущала резкое движение скатерти у себя в груди и от волнения затаивала дыхание, пока снова не чувствовала безопасность, когда предметы оставались стоять на своих местах.
Каким-то образом в тот день во мне появилось чувство доверия и равновесия — олицетворение чувства, возникавшего, когда бокалы фокусника раскачивались, но не падали; за ним всегда следовала волна облегчения от того, что ничего не разбивалось. Это глубинное ощущение того, как нестабильность приходит к покою, сохраняется во мне до сих пор — напоминание о том, что можно найти равновесие, даже когда земля уходит из-под ног.
Сейчас мы оказываемся в глобальной обстановке нестабильности и неуверенности, где многие события выбивают почву у нас из-под ног. Количество чрезвычайных и негативных ситуаций в геополитической, экологической и гуманитарных сферах, с которыми мы сталкиваемся сегодня, пугает. Честь, порядочность и терпимость, похоже, уходят в небытие, в то время как жестокость, двуличие и нежелание и неспособность слушать руководят правительствами и стоят за противодействием стран друг с другом.
С ловкостью фокусников мировые лидеры пытаются спроецировать на нас собственную искаженную, эгоцентричную иллюзию реальности. Мы можем реагировать страхом и гневом, отчаянием и отрешением, или можем заглушить свои чувства и игнорировать ситуацию, надеясь, что все как-то само наладится.
К счастью, мы практикуем йогу. Мы знаем, что чувство ужаса тормозит нас, поэтому мы научились дышать через центральный канал и находить опору, когда возникает страх. Многие из нас на своем опыте поняли, когда впервые попытались коснуться пальцев ног и упрямые подколенные сухожилия запротестовали, что раздражение замедляет прогресс лет на пять, поэтому мы научились наблюдать за тем, как наш гнев возникает и смягчаться внутри него, не разрывая себе жилы. И, насколько мне известно, не существует Позы Страуса, поэтому прятать голову в песок, в то время как мир разваливается на части, не должно быть нашей стезей.
Вместо этого, мы можем все вместе поддерживать иную реальность, внимательную, добрую, вдумчивую, открытую и ясно мыслящую. Мы можем не забывать чтить практику и за пределами коврика и подушки для медитаций, и сосредоточить свое внимание на том, чтобы впустить в свое сердце всех существ, даже самых подлых. И хотя мы можем чувствовать разочарование, или нам может казаться, что наш труд ничего не меняет, это не так! Сейчас не время для бездействия.
Четыре Брахма-Вихары из первой главы «Йога-Сутр» учат нас относиться с дружелюбием к счастью, с сочувствием к страданию, с искренней радостью к чудесным просветленным существам и с заботливым бесстрастием к тем, кто причиняет вред и настроен резко против собственного просветления и просветления окружающих. Первые три практиковать относительно просто. Но четвертая, упекшанам, очень трудна!
Она требует различающего осознавания, то есть способности видеть нашу собственную проекцию своей отдельности и своего эго на открытый и постоянно изменяющийся ход жизни. Различающее осознавание помогает нам видеть даже тех, кто приносит большой вред, как неотъемлемую часть этого взаимопроникающего целого. Они заблуждаются. Они — олицетворение невежества, которое считается корнем страдания, авидьи. Они причиняют страдание другим, но они тоже страдают из-за собственных иллюзий и заблуждений. Поэтому нельзя не впустить их в свое сердце, несмотря на то, что их идеи или поступки могут требовать твердого противодействия в каждодневной жизни.
Пробуждение различающего осознавания, в то время как мы практикуем человечность — открытость, щедрость, заботу — вот та сложная задача, которая стоит перед нами. Но подобно спокойствию, скрытому от глаз в глубине океана, чувство единства в многообразии понемногу расширяется, если мы не сдаемся. День за днем мы приходим на практику, возвращаясь к коврику и подушке для медитации и вглядываясь в возникающие ощущения, переживания, мысли и чувства. В такие времена именно постоянство практики создает прочное основание, на которое мы можем опереться и действовать с ясностью. Именно покой и ощущение взаимосвязи всего, к которым приводит нас практика, позволяют нам — даже во времена неопределенности — оставаться уравновешенными, наблюдать, как что-то рушится, или приходит в равновесие, и быть порядочными, добрыми и сострадательными даже с теми, с кем мы не согласны.
Перевод: Александра Лысова.
Оригинал текста >>