Р. Фриман, М. Тэйлор «Искусство виньясы». Согласование намерения и действия. Умбиликальное дыхание
Взаимосвязь с жизнью и вселенной через пупок широко представлена в образном ряде индийской мифологии и иконографии. Считается, что Брахма родился из пупка Вишну, который часто изображается возлежащим на Адишеше — бесконечном, пребывающем вне времени и пространства змее. Из пупка Вишну — набхи чакры, которая также называется манипура чакра — растет цветок лотоса — символ безграничного творения и чистого ума. Практика визуализации, которая может пробудить это первозданное ощущение связи, состоит в том, чтобы в мельчайших деталях представить себя в виде Вишну. Расслабленный, довольный и счастливый, вы возлежите на удобном ложе, предоставленном вашим преданным слугой и перевозчиком — Адишешей. Глубоко в центре тела, между пупком и позвоночником, присутствует теплое и укорененное ощущение, плавно пульсирующее вверх и вниз вдоль центрального канала и распространяющееся наружу. С дыханием это ощущение мягко проникает через кожу, и тонкие ростки созидающей энергии, подобно лепесткам лотоса, раскрываются и, словно притянутые мощным магнитом, автоматически подсоединяются к безграничной вселенской сети существования. Это органичное и глубоко эмоциональное ощущение можно назвать “пуповинным дыханием”. Пребывая в этом состоянии даже одно мгновение, можно почувствовать, как ощущение связи проявляется, растворяется, видоизменяется и исчезает — постоянно меняющееся чувство взаимосвязи с другими, идущее из глубины собственного существа. Безусловно, как и с другими практиками визуализации, затем этот образ следует отпустить. Совершенно очевидно, что если у вас из пупка действительно будет расти цветок лотоса или, что ещё хуже, вы будете это утверждать при его отсутствии, вас тут же увезут в отделение экстренной медицинской помощи!
Вы также можете почувствовать глубину этой связи, просто визуализируя, что практика йоги действительно работает, что вы понимаете взаимосвязь на базовом уровне существования, и что вы безмерно рады возможности задавать важные вопросы снова и снова. Посредством этой практики мы обнаруживаем, что хотя мы вновь и вновь задаем сложные вопросы, задействуя интеллект и эмоции, мы также вопрошаем и на более глубоком уровне физического существования. Это означает, что мы удерживаем других существ в фокусе нашего осознавания. И, хотя мы и делаем умозаключения, мы непрерывно отпускаем даже те теории и техники, которые кажутся полезными и контекстуально верными, словно корень пупка представляет собой разворачивающуюся основу для яркого сияния истинной взаимосвязи и действительной природы существования.
Если вдохновение в практике йоги идет из той самой глубины внутри нашего существа, то мы можем сойти с облака иллюзии, из-за которой представляем себя отделёнными от других, и жить, воспринимая всё и спонтанно понимая истинную природу вещей. Мы способны доверять не-знанию того, с чем сталкиваемся, и быть при этом готовыми с легкостью изменить свой подход и понимание. Без глубокой висцеральной укорененности, как будто бы идущей из собственного пупка, и йога, и взаимосвязи постепенно отрываются от реальности и улетают прочь, как бесплотные абстрактные истории и мечты.
Посредством практики мы обнаруживаем, что объекты, сознательно выбранные для медитации, проходят через окно осознавания и встречаются с вопрошающим умом. Проявляясь таким образом, они каждый раз предстают совершенно по-новому, сохраняя при этом какие-то знакомые черты, об истинности которых мы знаем. Тогда становится понятно, что всё строится на этом открытом осознавании.
Перевод: Юлия Вашталова, Анна Гурьева.