Мудрец в тонком теле

Маричьясаны, Бхарадваджасана, Артха Матсиендрасана – что объединяет эти позы?

Во всех позах, носящих имена великих мудрецов Индии, речь идет не о технике выполнения, а, скорее, о технике наполнения асаны. В первой и второй сериях Аштанги великие риши воплощены преимущественно в скрутках – и вряд ли это случайно. Скрутки – особые позы в смысле поиска содержания. Сначала ты учишься  создавать в позе пространство — этот процесс обычно занимает много лет, по истечении которых приходит понимание (в идеале), чем же это пространство наполнить.

Расскажу несколько историй из жизни риши, начнем с Бхарадваджы.

Риши Бхарадваджа, согласно легенде, жил много тысяч лет –  такую продолжительность жизни даровал ему Индра для изучения священных книг. Бхарадваджа действительно посвятил всего себя изучению Вед, считается знатоком медицины и военного дела, упоминание о нем можно встретить на страницах «Рамаяны», «Махабхараты», «Йога Васиштхи» и других индийских эпосов.

Расписание занятий в Аштанга Йога Шале СПб >>

Так, Рама, Сита и Лакшмана в начале своего изгнания  приехали в ашрам Бхарадваджи у слияния Ганги с Ямуной. Мудрец  благословил их и указал дорогу.

Вот отрывок из эпоса: «Бхарадваджа уговаривал Раму остаться и поселиться в его обители, но царевич искал место более отдаленное и пустынное. Тогда мудрец указал ему дорогу к горе Читракуте, излюбленной отшельниками и расположенной в десяти крошах от обители Бхарадваджи, в местности, изобилующей дичью. Распростившись с гостеприимным Бхарадваджей, путники двинулись вдоль берега Ямуны на запад. И в указанном Бхарадваджей месте они построили из сухих деревьев плот и переправились на нем через быструю Ямуну».

Бхарадваджа входит в число семи великих мудрецов Индии наряду с Атри, Вишвамитрой, Бхригу, Гаутамой, Джамадагни и Васиштхой (познакомиться с ними поближе можно на страницах книги «Мифы древней Индии» Э. Темкина и В. Эрмана). Свою мудрость и силы он по традиции тех лет приобрел путем не только изучению Вед, но и аскезы.

Его наставником на протяжении многих лет был легендарный Валмики, который считается автором и «Рамаяны», и «Йога Васиштхи».  В последней Валмика называет Бхарадваджу своим лучшим учеником. В «Йога-Васиштхе» любопытен и развернутый диалог Бхарадваджи и Валмики, приведу лишь его часть:

— Нырни глубоко во внутренний мир, а не в море разнообразия. Когда собственная сущность, сознание, является единственной реальностью, есть ли там место для «другого»? – сказал Валмики.

— Я знаю, что нет лучшего друга, чем бесстрастие и нет большего врага, чем самсара, — сказал Бхарадваджа. — Я желаю услышать от тебя самую суть учения святого мудреца Васиштхи.

— О Бхарадваджа, слушай то, что я собираюсь сказать. Услышав это, ты никогда более не утонешь в самсаре, — ответил Валмики и дальше рассказал о контроле ума и органов чувств.

— Пространство, — продолжил Валмики, — должно слиться с космическим пространством, которое является причиной всего. Достигнув этого даже на миг в своем тонком теле, йог должен почувствовать, что «я есть сознание всего», преодолев все самоограничения.

Напоследок замечу, что на санскрите бхарадваджа означает жаворонок. В мифологии эта птица считается символом чистой, обновляющей энергии. Да и как не вспомнить русскую поговорку: «Тебе, жаворонок, петь — моей спине не болеть».

Практикуйте Бхарадваджасану и не болейте \-_-/

Текст: Александра Белуза