Ричард Фриман о йоге

«Doing Ashtanga Yoga» («Заниматься Аштанга йогой») – глубокий, образный, вдумчивый текст, где Фриман рассуждает о том, какой смысл на самом деле несет в себе заявление «я занимаюсь Аштанга йогой», в прекрасном переводе Надежды Третьяковой. 

Тексты Ричарда Фримана переводить очень непросто. Но это всегда доставляет мне радость и удовольствие. И английский, и русский язык открываются для меня с новых сторон. Фриман настолько искусно использует язык, как инструмент для выражения мыслей, что у меня это вызывает просто немое восхищение и желание когда-нибудь научиться делать подобное. С помощью языка Фриман умеет сформулировать то, что, казалось бы, невозможно выразить. И в попытках уловить смысл, кроющийся за выбором слов, и передать его, я еще яснее понимаю, насколько богаты оба языка. Каждая фраза, каждое предложение Фримана – как целая Вселенная с множеством возможных значений и интерпретаций…. Он заставляет задумываться над каждым словом, по-новому посмотреть на тот или иной вопрос, который открывается с совершенно новых сторон и обретает невыразимую глубину. Читая его, никогда не бываешь до конца уверен, правильно ли удалось расшифровать тот смысл, который вложил в предложения автор. И в этом состоит одна из прелестей работ Фримана. Поэтому я очень жду, когда ко мне придут, наконец, две его книги «The mirror of Yoga» и «The Art of Vinyasa», которые я заказала около недели назад. Ну а пока читаю и перевожу те немногочисленные статьи, которые можно найти в интернете. «Doing Ashtanga Yoga» («Заниматься Аштанга йогой») – небольшой, но, как и следует ожидать, очень глубокий, образный, вдумчивый текст, где Фриман рассуждает о том, какой смысл на самом деле несет в себе заявление «я занимаюсь Аштанга йогой». Оригинал можно найти здесь>> А вот мой перевод:

Расписание занятий в Аштанга йога Шале СПб >>

В рамках системы Аштанга Виньясы мы упорядочиваем движения поз йоги в почти логичные схемы, которые имеют тенденцию дополнять друг друга. Конечный результат практики заключается в том, что вы остаетесь один на один с настоящим моментом, освобожденные и практически замершие в нем. Хорошая метафора виньясы – это волна, поскольку волны структурированы в гребни и подошвы. А внутри виньяса-практики присутствует постоянная смена ощущения неподвижности; движения, мысли, ощущения, чувства, нанизанные вместе на волну или приходы и уходы дыхания.

Термин Аштанга имеет отношение к восьми ветвям системы классической йоги в традиции мудреца Патанджали. Когда люди говорят, что они занимаются Аштанга Виньяса йогой, это не означает, что они мускулистые и угловатые, хотя это и возможно. На самом деле это означает то, что, вне зависимости от выбранных ими техник йоги, они практикуют в рамках восьми ветвей, которым обучал Патанджали. В своих Йога-сутрах он подчеркивает, что фундаментальная техника йоги – это самадхи, или способность наблюдать за любыми явлениями настолько внимательно, что ментальная структура, создающая субъект и объект, сворачивается сама в себя и разрушается. И тогда человек начинает ощущать любой объект опыта как лишенный отдельной самостоятельной сущности или svarupashunyam. В Йога-сутрах описан ряд особых техник, но потенциально их количество бесконечно. Во всех этих техниках вы приходите к уравновешиванию набора сущностей, грубых или же утонченных, реальных или воображаемых, и затем в этом балансе разум обретает способность сконцентрироваться с точностью лазера. На разных слоях самадхи, которые начинают возникать, человек получает глубокое понимание того факта, что любой объект наблюдения в сущности своей лишен какой бы то ни было отчужденности от всего остального; он не имеет отдельного «я»-существования. Осознав это, практикующий понимает, что он также лишен отдельного «я», что он также является svarupashunyam и что все это взаимосвязано. И именно видению этой пустоты «я»-формы на самом деле обучают Йога-сутры. Когда кто-то говорит «Я занимаюсь Аштанга йогой», истинное значение этого заключается в том, что независимо от формы практики, она происходит в контексте развития и проживания данного конкретного видения.

И именно данное видение пробуждает то, что называется vivekakhyatih, что значит различающее осознавание. Различающее осознавание – это прямая причина освобождения или свободы и великого счастья. Поэтому когда люди говорят, что занимаются Аштанга йогой, это сильное заявление. Чтобы на самом деле заниматься Аштанга йогой, требуется время и практика. Наиболее вероятно, как начинающие, мы понимаем, что практикуем ряд техник без их завершенности, через самадхи, которое является кульминацией всех тех различных техник и приемов, которые мы можем использовать в своей практике. Постепенно, с течение времени, мы развиваем способность действительно концентрировать разум, концентрировать ум так, что он прорезает всё, и мы испытываем проблески ясного мышления.

Существуют тысячи путей, которые ведут нас к этому, но место начала зависит, конечно же, от того, где мы находимся.