Ниямы пост под Новый год. Свадхьяя
— Гибкие вы, уйду я от вас!
— От себя не уйдешь!
Свадхьяя – четвертый принцип ниямы – обращает наше внимание на самих себя.
Слово свадхьяя состоит из двух частей: «сва» означает «свой, собственный», «адхьяя» — «вхождение». Термин можно перевести как понимание своей самости, самоизучение. Делается это, согласно йоге, через проникновение в скрытый смысл писаний. Суть свадхьяи — самоисследование преимущественно на основе изучения священных текстов.
Здесь стоит пояснить, что в Индии существует два вида древних классических текстов – шрути и смрити.
Шрути — то, что было услышано, тексты-откровения, которым приписывается божественное происхождение. Сюда относятся Веды и Упанишады.
Смрити — то, что было запомнено, это тексты, основанные на откровениях и разъясняющие их. К смрити традиционно относятся «Бхагават Гита», «Махабхарата», «Рамаяна», «Йога-сутры».
Короче говоря – читайте первоисточники.
При этом цель свадхьяи – не набраться книжных знаний, а погрузиться в древнюю мудрость. «Это медитативное размышление над истинами, открытыми видящими и мудрецами, которые оказались там, куда не может дойти ум, и лишь сердце воспринимает и изменяется», — отмечает Георг Ферштейн в «Энциклопедии йоги».
Грегор Маеле в книге «Аштанга йога» говорит, что изучение этих текстов помогает поднять завесу над светом знания. «Это делается нескольким способами. Во-первых, часто слыша правду, человек приходит к её осознанию в повседневной жизни. Во-вторых, размышления над услышанной правдой делают интеллект саттвичным», — пишет Грегор Маеле.
Слушать учителя – тоже часть свадхьяи. При этом стоит помнить, что яма и нияма – совершенно практические философские категории. То есть, свадхьяю, как и асаны, следует практиковать регулярно. Встал на коврик – слушай, что говорит преподаватель. Хорошо, если естественной частью жизни станет и чтение первоисточников. Лучше читать по чуть-чуть, но каждую неделю, чем что-то большое целиком, но раз в год.
Приятный момент: самопознанием можно заниматься и прямо во время практики. Б.К.С Айенгар писал: «Есть вещи, за которыми можно просто наблюдать, как, например, за равновесием и уси¬лием в асане, и поэтому практика йоги развивает способность самонаблю¬дения (свадхьяя). «Вы не постигнете знания о божественной самости, если не познаете себя», — говорил мастер.
Самопознание не всегда приятно, предупреждал он. «Если най¬денное внутри нам не понравилось, мы должны со всей честностью сделать что-то, чтобы это поменять», — писал Айенгар.
А вот как объясняет свадхьяю хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Джойс: «Свадхьяя — самообучение, самообразование. Это не значит, что «мне не нужен учитель, я буду делать свои асаны». Такой подход — не самообучение. Самообучение означает изучение, исследование нового. Что бы твой учитель тебе ни сказал, ты должен приложить усилие и познать, что это такое. Тогда это будет свадхьяя. Например, сегодня на конференции я рассказал вам про садхану, а после вы изучаете, что это».
Яма и нияма – очень важные ингредиенты для нашего духовного путешествия, подчеркивает Шарат джи: «Если вы желаете погрузиться глубже в своей практике, тогда эти ингредиенты незаменимы. Без них вы никогда не поймете йогу. Всю свою жизнь вы будете упускать самую суть йоги и думать, что йога – это то, чем заняты гибкие люди на фото и видео про ногу-за-головой и стойки на руках».
Однажды у Шарата джи спросили:
— Какова цель Первой серии?
— Во-первых, нет цели, — ответил он. — Вы должны просто стараться, не должно быть какой-то цели.
То же самое и с ямой-ниямой.
Поэтому не буду желать вам прочитать в 2019 году Веды в оригинале или все 18 томов «Махабхараты» о_О
Пусть просто пребудет желание учиться йоге. Ну, и пусть душа не болит в капотасане \-_-/
Текст: Александра Белуза
Статьи о принципах ниямы
Статьи о принципах ямы
- Ахимса: скажем «нет» разбою и насилию!
- Сатья: «Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога»
- Астея: ищем богатство внутри, а не снаружи
- Апариграха: будь проще, и йога к тебе потянется.
- Брахмачарья: устремленность ума к высшему Брахману