Fidem Merens
Лучший способ узнать, можете ли вы доверять кому-то — это доверять ему.
Хемингуэй
На недавнем семинаре по асанам стоя я, в который раз, наблюдала следующую картину.
Если спросить “Что такое мула-бандха?” у студента, который практикует недавно, и чей мозг еще не напичкан общепринятыми концепциями, он начнет описывать свои внутренние ощущения и процессы почти что метафорами Ричарда Фримана. Спотыкаясь через каждые два слова, конечно, потому что такой опыт трудно передать вербально, и тем не менее.
Мы стараемся загружать в головы студентов как можно меньше определений, чтобы они не пытались “утрамбовать” свои актуальные переживания в рамки навязанных извне идей.
Иначе получается, что то самое настоящее, которое все так стремятся испытать, подменяется идеями о том, каким это настоящее должно быть. Как в классическом буддийском примере конфликта между данными личного опыта и утверждениями авторитетов: “Возвращается домой муж и застает жену в объятиях любовника. Муж начинает ругать ее, а она все отрицает. Тогда муж говорит, что все видел своими глазами, а жена обращается к соседям и патетически восклицает: «Люди добрые! Ну видели ли вы такого идиота, как мой муженек, который больше доверяет каким-то своим глазам, чем словам такой добродетельной женщины, как я!»» (Е. Торчинов).
В этом смысле мне импонирует обучение через метафоры — жесткая картина реальности не формируется, а, вместо этого, вы получаете много намеков о том, в каком направлении искать. И, я уверена, человек непременно отыщет то, что нужно, если не будет заглушать голос природной разумности и здравого смысла всевозможными лозунгами и формулировками. Для этого требуются только храбрость и любопытство.
Доверяйте себе, друзья. Никто не знает вас лучше вас.